- ВЛАСТЬ

Парламент Северной столицы: курс – на развитие города

«Вечерний Санкт-Петербург» продолжает серию публикаций об истории петербургского парламента, который 14 декабря 2019 года отметит 25-ю годовщину своей работы. Сегодня мы расскажем о деятельности 5-го созыва депутатов Законодательного собрания города на Неве.

Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав МАКАРОВ:

– Пятый созыв Законодательного собрания отличал не просто профессиональный, а по-настоящему командный стиль работы. Несмотря на широчайший спектр политических сил, представленных тогда в петербургском парламенте, депутаты проявили исключительную способность к консолидации, когда это требовалось в интересах всего города.

Фактически им достались два принципиально разных исторических периода. В начале своей деятельности парламент пятого созыва двигался курсом, проложенным его предшественниками. Депутаты продолжали работу по совершенствованию законодательства и формированию долгосрочной стратегии развития Петербурга. Однако уже в 2014 году тектонические сдвиги в мировой политике заставили парламентариев быстро и эффективно решать совершенно новые задачи. В условиях экономической турбулентности и беспрецедентного внешнего давления на Россию требовалось не только сохранить достижения города, обеспечив исполнение всех социальных обязательств, но и создать условия для дальнейшего движения по восходящей траектории.

Парламент оперативно принял пакет антикризисных законов, направленных на стимулирование деловой активности в Санкт-Петербурге. Была проведена большая работа по совершенствованию Социального кодекса, существенно расширившая спектр гарантий для нуждающихся в поддержке граждан. Депутаты активно включились в решение проблем продовольственной безопасности и роста цен на товары первой необходимости.

Считаю, что одним из самых важных факторов, предопределивших успех, стало конструктивное сотрудничество законодательной и исполнительной власти Петербурга.

Уверен, работа Законодательного собрания пятого созыва – это пример настоящей культуры парламентаризма, достойной нашего великого города. Петербуржцы убедились, что депутатский корпус работает прежде всего в их интересах, что парламент города – это мощная точка опоры для каждого жителя Северной столицы. Выборы в петербургский парламент пятого созыва состоялись 4 декабря 2011 года, в один день с выборами в Государственную думу РФ.  Депутаты избирались в один тур по пропорциональной системе – то есть кандидаты выдвигались исключительно по партийным спискам.

Выборы в петербургский парламент пятого созыва состоялись 4 декабря 2011 года, в один день с выборами в Государственную думу РФ. Депутаты избирались в один тур по пропорцио­нальной системе – то есть кандидаты выдвигались исключительно по партийным спискам.

Широкий политический спектр

О степени накала политической борьбы говорит тот факт, что списки трех из семи партий, вышедших на финишную прямую петербургской предвыборной гонки, возглавили политики федерального уровня. Региональные отделения ЛДПР и «Справедливой России» вели к победе непосредственно лидеры партий – Владимир Жириновский и Сергей Миронов. Первым номером в списке петербургского «Яблока» стоял один из основателей партии в недавнем прошлом лидер думской фракции – Григорий Явлинский. Несмотря на то что «Единая Россия» принципиально сделала ставку исключительно на городской потенциал, именно она в итоге и одержала убедительную победу, получив 20 из 50 возможных мест в городском парламенте.

Депутатский корпус обновился примерно на две трети. В новом созыве значительно выросло женское представительство: если в первом составе петербургского парламента работала всего одна представительница прекрасной половины человечества, а в четвертом – пять, то в пятом появились сразу 11 женщин-депутатов.

Первое заседание Законодательного собрания пятого созыва состоялось 14 декабря 2011 года – ровно через 17 лет после начала работы петербургского парламента. Председателем был избран Вячеслав Макаров, в прошлом созыве возглавлявший бюджетно-финансовый комитет, его заместителями – Сергей Анденко и Павел Солтан. Представителем Собрания в Совете Федерации стал Вадим Тюльпанов, в течение двух предыдущих созывов занимавший кресло спикера.

Пропорциональная система выборов позволила оперативно сформировать пять партийных фракций, самой крупной из которых стала, естественно, «Единая Россия» с ее двадцатью мандатами. «Справедливая Россия» сумела провести в парламент 12 депутатов, КПРФ – семь, «Яблоко» получило шесть мест и, наконец, ЛДПР взяла пять мандатов. Политический спектр Законодательного собрания Северной столицы оказался самым широким в России не только на региональном, но и на федеральном уровне. 

Работа на развитие экономики

Парламент пятого созыва включился в работу, что называется без разбега. Уже за первый год своей деятельности депутаты приняли почти три с половиной сотни законов и постановлений. Всего же за время работы созыва парламент утвердил более полутора тысяч правовых актов.

Значительная часть из них была направлена на дальнейшее развитие экономики города. К концу 2011 года Петербург окончательно вернулся на восходящую траекторию, полностью оправдав свой статус второй столицы России. Город вышел на первое место в стране по грузообороту и второе – по объему выпуска промышленной продукции. Однако весьма непростая ситуация в мировой экономике требовала постоянного стимулирования деловой активности. Петербург интересовали уже не просто инвестиции, а финансовые вливания стратегического характера. Только что были завершены колоссальные по своему объему инфраструктурные проекты – Кольцевая автомобильная дорога и Комплекс защитных сооружений от наводнений, но уже шло строительство Западного скоростного диаметра, который в 2012 году был назван «Лучшим городским проектом развития в Европе», второй сцены Мариинского театра и нового стадиона на Крестовском острове.

Серия законодательных шагов навстречу инвесторам, и прежде всего – стратегическим, вывела Петербург на передовые позиции в рейтинге наиболее привлекательных для бизнеса территорий России.

Малый бизнес получил возможность перейти на патентную систему налогообложения, которая радикально снижала затраты на бухгалтерию. В комплексе с остальными мерами, облегчавшими существование предпринимателей, это уже через год даст весьма заметный результат – количество малых предприятий и ИЧП вырастет почти на 16 тысяч.

Особое значение такие стимулирующие меры приобрели после 2014 года, когда страна оказалась под мощным экономическим и политическим прессингом. Несмотря на громкие заявления ряда западных политиков, экономику России так и не удалось «разорвать в клочья». Показатели того же 2014 года как на общероссийском, так и на региональном уровне говорили как раз об обратном. Так, объем экспорта Петербурга за год даже вырос на шесть процентов, а средняя зарплата в городе поднялась на одиннадцать процентов. Однако серьезное падение цен на нефть и связанное с ним ослабление рубля, усиленное западноевропейскими экономическими санкциями, действительно стали серьезным испытанием на прочность для всей российской власти.

Чтобы достойно ответить на вызовы времени, от петербургского парламента потребовались оперативность и гибкость, способность быстро и точно прокладывать новый курс. Депутаты приняли целый пакет важнейших документов, призванных стимулировать городскую экономику и предпринимательскую активность. Были введены налоговые каникулы для новых производственных предприятий, снижена ставка для малого бизнеса, работавшего по упрощенной системе налогообложения. Петербург заморозил торговый сбор, грозивший большими расходами мелкой рознице, и ставки аренды городского имущества. В результате уже к середине марта 2015 года темпы роста налоговых поступлений в бюджет от малого и среднего бизнеса перешагнули отметку в семь процентов.

Знаковым документом, который был утвержден в этот период городским парламентом, стала Стратегия экономического и социального развития Петербурга до 2030 года. Именно с ней отныне должны были согласовываться все проекты из инвестиционного портфеля города, все государственные программы развития территорий и отраслей. «Работая над ней, мы лучше других подготовились к трудным временам. Любая стратегия, как известно, учит не максимизировать результат, а оптимизировать в первую очередь ресурс. Вот и мы в процессе подготовки еще больше сосредоточились на бережном отношении к бюджету, сокращении издержек, взвешенном и аккуратном подходе ко всем решениям», – подвел итог совместной работы законодательной и исполнительной власти Петербурга губернатор Георгий Полтавченко, выступая в Мариинском дворце с очередным докладом о работе правительства города.

Социальная защита в приоритете

Большую законодательную работу проделали депутаты пятого созыва и в социальной сфере. Практически непрерывно совершенствовался Социальный кодекс. Был продлен срок действия региональной программы материнского капитала и существенно расширены возможности использования этих средств, в четыре раза увеличено единовременное пособие на ребенка при усыновлении, льготы для студентов и школьников на проезд в пригородных электричках стали бессрочными, упрощены условия участия в программе расселения коммунальных квартир. Парламент принял крайне актуальный закон о социальном обслуживании населения. Многодетные семьи получили право на целевой «земельный сертификат» с депозитом в 300 тысяч рублей. Вложить эти деньги в приобретение дачного участка можно в любом регионе России, самостоятельно выбрав наиболее удобное для отдыха семьи место. «Социальная защита населения является приоритетным направлением государственной политики Санкт-Петербурга. Поэтому исполнительная и законодательная власть должны оперативно реагировать на потребности граждан, нуждающихся в поддержке, и своевременно вносить изменения в соответствующие правовые акты», – не раз подчеркивал председатель Законодательного собрания Вячеслав Макаров.

В тесном взаимодействии со Смольным депутаты провели масштабную корректировку Генерального плана – градостроительной конституции города. Также был разработан закон, устанавливающий границы объединенной охранной зоны, – подробнейший документ на тысячу с лишним страниц, направленный на сохранение не просто отдельных архитектурных ансамблей, а самой исторической ауры города. Более чем на 125 га выросла охраняемая законом площадь зеленых насаждений. Буквально «под занавес» созыва депутаты утвердили Экологический кодекс – документ, который систематизировал весь комплекс законодательства города о защите окружающей среды.

Законопроекты в госдуму

Очень активно депутатский корпус пятого созыва работал и на федеральном законодательном поле. «В этом отношении петербургский парламент занимает ведущую роль. За время 6-го созыва Государственной думы Законодательное собрание Санкт-Петербурга стало инициатором около сотни законопроектов. Несколько уже приняты, около 40 находятся на рассмотрении депутатов», – констатировал председатель Государственной думы 6-го созыва Сергей Нарышкин.

Следуя велениям времени, парламентарии модернизировали избирательное законодательство города. Отныне одна половина депутатов выбирается по партийным спискам, другая по мажоритарным округам. Смешанная система позволяет голосовать как за программы политических партий, так и за конкретных людей, представляющих определенные территории. Это дало возможность связать воедино право петербуржцев на парламентское представительство и равные возможности для всех политических движений.


Павел АНТОНОВ, фото предоставлены пресс-службой Законодательного собрания