- КУЛЬТУРА

Царское Село: возвращение шедевров

Петербургские реставраторы подводят итоги года. Результаты, как и всегда, впечатляющие. Работы ведутся во всех музеях, на исторических объектах и в художественных академиях. Остановимся на итогах некоторых из них.

В Екатерининском дворце ГМЗ «Царское Село» завершена длившаяся четыре года реставрация церкви Воскресения Христова, созданной по проекту Франческо Растрелли, гениального архитектора эпохи барокко.

Работы выполняла Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой восстанавливали Янтарную комнату и возрождали Агатовые комнаты. «Газпром» финансировал работы 350 позолотчиков, лепщиков, резчиков, живописцев.

Церковь была освящена в 1756 году. Стены цвета берлинской лазури контрастировали с золоченой резьбой иконостаса. Три живописных плафона создавали ощущение бесконечной высоты неба. Но еще в XIX веке в храме было два пожара, во время Великой Отечественной войны были похищены почти все иконы, из 114 сохранились только четыре – «Иоанн Дамаскин», «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил» и «Исцеление расслабленного». От попадания бомбы погиб центральный плафон.

В 1993 году институт «Ленпроектреставрация» под руководством главного архитектора Александра Александровича Кедринского разработал проект реставрации, который предусматривал полное воссоздание церкви.

Как рассказала Мария Рядова, главный архитектор ГМЗ «Царское Село», было принято решение восполнить утраты в оригинальном материале – дереве (липа), но без позолоты. Теперь интерьер можно читать как книгу. Несмотря на различия, новые и старые элементы гармонично сочетаются друг с другом.

Старые мастера для лучшей сохранности цвета в интерьере наносили краску на ткань, закрепленную на деревянной панели. Они отреставрированы с консервацией льняного холста и лежащих на нем исторических красочных слоев и восполнением утрат.

Сложнейшим этапом стала расчистка подлинных элементов от загрязнений и окислов. Часть декора имела так называемое золочение «на двойник», когда под лист сусального золота подкладывали лист серебра, который со временем окислялся.

Учитывая историческое значение Воскресенской церкви и ценность интерьера, а также наличие полного корпуса иконографических и архивных материалов, после выполненных графических реконструкций было принято решение воссоздать более сорока икон из иконостаса. Эту работу выполнили мастера из Академии художеств. Утраченные иконы на стенах в настоящее время затянуты холстом, но планируется их восстановление.

В ходе реставрационных работ в алтарной части храма за обшивкой иконостаса были обнаружены скульптуры двух ангелов, украшавших алтарную сень, а также 182 фрагмента золоченого декора. Из 54 фрагментов золоченой резьбы собрали одну створку царских врат.

Лионский зал в былом блеске

В одном из крыльев огромного Екатерининского дворца в Царском Селе находится Лионский зал, шедевр архитектурного гения Чарльза Камерона. Путь к его восстановлению был долгим. Предстояло восстановить шелковую обивку стен зала. И это удалось — с помощью лионской мануфактуры.

Зал создавался в 1781 – 1783 годах в числе личных покоев Екатерины II и получил название по отделке стен шелком, изготовленным в Лионе. В этом случае с золотистым цветом ткани рифмуется лазуритовый декор отделки стен и порталов дверей.

Проектом реставрации было предусмотрено восстановление интерьера до довоенного состояния таким, каким он стал после изменений, внесенных в середине XIX века архитектором Ипполитом Монигетти. Для этого было необходимо воссоздать шелк на стенах, восстановить лазуритовые панели и дверные порталы, печи-камины, зеркала, живописный плафон, а также реставрировать подлинный паркет.

На основании имеющихся в ГМЗ «Царское Село» фотодокументов и обследования сохранившихся фрагментов ткани Лионского зала из фондов музея было установлено, что шелковая обивка стен, изображенная на акварели Луиджи Премацци, соответствует образцам лионской мануфактуры, которая с 1927 года носит имя семьи Прель. Эти материалы с высокой точностью позволили восстановить структуру и уникальный цвет текстильного декора Лионского зала. Обращение к преемникам традиций лионского шелкоткачества – на мануфактуру Прель – первый опыт музея в данной области, увенчавшийся безусловным успехом.

На основании имеющихся в ГМЗ «Царское Село» фотодокументов и обследования сохранившихся фрагментов ткани Лионского зала из фондов музея было установлено, что шелковая обивка стен, изображенная на акварели Луиджи Премацци, соответствует образцам лионской мануфактуры, которая с 1927 года носит имя семьи Прель. Эти материалы с высокой точностью позволили восстановить структуру и уникальный цвет текстильного декора Лионского зала. Обращение к преемникам традиций лионского шелкоткачества – на мануфактуру Прель – первый опыт музея в данной области, увенчавшийся безусловным успехом.


Василий ПОСТНИКОВ, фото Натальи ЧАЙКИ