- ГОРОД

Ангелы архитектора Растрелли

Завершается реставрация церкви Захарии и Елизаветы, которая находится в одной из четырех башен Смольного монастыря на площади Пролетарской Диктатуры – северо-западной. Она была построена в 1762 году в честь императрицы Елизаветы Петровны по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. Церковь уникальна тем, что сохранилась практически в том виде, в каком ее задумал и воплотил знаменитый архитектор.

Это стало возможным благодаря тому, что в советское время в помещении храма размещался архив Ленинградского обкома КПСС, а не завод или институт, поэтому его эксплуатация была очень щадящей. А особый режим охраны документов обеспечил и относительную сохранность интерьеров.

Под слоем побелки на стенах храма хорошо сохранилась подлинная живопись. При устройстве архива в помещении церкви было сделано перекрытие, которое отгородило от основного помещения купол с восемью большими окнами и лепниной середины XVIII века. Доступ в купол был практически закрыт, это обеспечило высокую сохранность и лепнины, и интерьеров купола.

Начиная работы, реставраторы демонтировали перекрытие, отделявшее купол от молельного зала. И помещение церкви озарилось солнечным светом. Оконные проемы купола, находившиеся в аварийном состоянии, были заменены на воссозданные по историческим образцам. Сегодня уже выполнены работы по реставрации штукатурного и лепного декора западного и южного приделов церкви. Законсервирована живопись, открывшаяся после снятия штукатурного слоя.

Убранство церкви не совсем обычно. Кроме ликов святых, традиционных для православных соборов, Растрелли украсил интерьер непривычными для русских церквей скульптурными элементами – головами ангелов – херувимов, лепными пальмовыми ветвями и цветочными композициями. По свидетельству историков, императрице Елизавете Петровне, принимавшей работу, такой западный декор не понравился, но архитектор смог убедить ее, что украшения уместны.

– Интересно, что мастер, который лепил ангелов, изображал каждого из них со своим выражением лица и со своим характером. Они как живые, – подметил Сергей Самусенко, главный архитектор организации, выполнявшей проект реставрации храма. – Лица святых на живописных фресках тоже очень выразительны. Это свидетельствует о том, что убранством церкви занимались лучшие мастера того времени.

Когда реставраторы сняли штукатурный слой, оказалось, что стены храма теплого, золотисто-розового оттенка. Сегодня покрытие стен отреставрировано, однако в некоторых местах оставлены незакрашенные участки, которые демонстрируют, каким было покрытие до реставрации.

В церкви также сохранился наборный паркет XVIII века из разных пород дерева, созданный по рисунку Растрелли. Специалисты отмечают, что церковных паркетов великого зодчего больше нигде не осталось. Реставраторы насчитали пять пород дерева: клен, дуб, ясень, светлый и темный орех.

Однако паркет находился в неудовлетворительном состоянии. Его пришлось полностью демонтировать и отвезти в мастерскую. По словам мастеров, особую сложность представляет удаление из структуры дерева мастики, нанесенной в советский период.

Реставрацию церкви, которая продолжается уже около трех лет, планируют завершить в этом году. Однако восстановление живописи оставили на следующий год. Пока не ясно, каким методом и в какой мере ее восстанавливать и во сколько это обойдется. Вопрос должен решиться в ходе научной дискуссии.

Пользователем церкви является Санкт-Петербургский государственный университет. Службы в храме не проводятся. В послереставрационных планах – проведение экскурсий по интерьерам Растрелли.

Четыре башни

При Петре Первом существовал «смольный двор» – казенное хозяйственное заведение, где смолили деревянные детали кораблей.

Он был упразднен в 1733 году. 30 октября 1748 года на месте бывшего смольного двора по приказу императрицы Елизаветы Петровны состоялась закладка корпусов Воскресенского Новодевичьего монастыря, поэтому за монастырем закрепилось второе название – Смольный. Строительные работы велись по проекту и под руководством придворного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. По его замыслу архитектура монастыря выдержана в пышных формах барокко, имеет правильную геометрическую композицию, в центре которой возвышается стометровый пятиглавый Воскресенский собор, который сегодня известен горожанам как Смольный собор. Он вписан в четырехугольный двор, образованный двухэтажными корпусами. На углах корпусов, обращенных к собору, расположены четыре башни, в которых размещаются церкви.

В еще не достроенном монастыре поселили монашек. А в 1764 году было принято решение о размещении в корпусах монастыря закрытого женского учебного заведения – Императорского воспитательного общества благородных девиц для девушек дворянского происхождения, впоследствии известного как Смольный институт.

После революции помещения Смольного монастыря передали различным учреждениям.

В 2015 году главный храм бывшего монастыря – Смольный собор вернули церкви.