- ОБЩЕСТВО

Быть в курсе всегда полезно

Онлайн-образование в России продолжает набирать обороты. Самоизоляция в прошлом году лишь усилила этот тренд. К примеру, по данным компании Skyeng (школа английского языка), объем онлайн-образования за год вырос в два раза. 

Онлайн-курсы – это цикл занятий в видеоформате по какой-либо тематике. Чаще всего после покупки на сайте курса человеку высылаются заранее записанные видеоуроки, а также дополнительные материалы в виде списка литературы или полезных советов. В некоторых случаях проводятся занятия в прямом эфире, а также создаются чаты, где организаторам лекций можно задать интересующие вопросы и найти единомышленников. 

Кому нужны онлайн-курсы

– Для многих, кто увлекся онлайн-образованием, такие курсы – это как образ жизни, – рассказывает продюсер онлайн-курсов Елизавета Рожкова. – Я сначала думала, что если человек прошел курс, скажем, по рисованию, то он больше к курсам не прикоснется. Но тот входит во вкус и проходит еще три-четыре курса по теме. Или просто что-то еще параллельно изучает – например, слушает лекции по питанию или психо­логии. Онлайн-образование – это действительно образ жизни. Доходит до забавного: мои знакомые порой не могут выехать куда-то со мной на выходные, потому что у них расписание по курсу.

Специалисты отмечают, что сегодня востребованы курсы по маркетингу. Также много материала по полезному питанию, медитации и прочим техникам избавления от стресса. Многие удивятся, но также популярна астрология.

– Еще сюда можно отнести иностранные языки, но там больше экспресс-курсы, – продолжает Елизавета Рожкова. – Например, человеку нужна языковая база, чтобы отправиться в путешествие. Или какая-то тема для сдачи экзамена по тому же английскому. 

Популярны и курсы, которые позволяют освоить онлайн-профессии – от консультантов до бухгалтеров. Встает вопрос: зачем люди платят 20 тысяч рублей за курс, если они могут купить книгу за 500 рублей и тоже получить немало знаний? Дело в том, что в курсах особенно ценится обратная связь от наставника, общение, новые знакомства.

В чем разница

– Чаще всего курсы предлагают частные лица, то есть эксперты, которые обладают определенным набором знаний, – рассуждает Елизавета Рожкова. – Например, это врач и он предлагает курс «Как изменить питание» или «Как утреннюю зарядку сделать привычкой». То есть профессионал когда-то задумался над этой идеей, потом нанял продюсера, который помог все это ему организовать. 

На рынке существуют и крупные известные игроки-компании, продающие длительные образовательные программы на год-два и имеющие в своем арсенале солидную базу преподавателей и медийных личностей.

– Если брать крупные платформы, то продажа курсов для них – это бизнес, – отмечает Елизавета Рожкова. – Для частников же это сначала самореализация, а потом уже бизнес. Чаще всего людям реально хочется поделиться своими знаниями с миром. 

В этом отношении курсы у компаний и частных лиц преследуют разные цели. Если вам нужен имидж и сертификат – обращайтесь на известные интернет-платформы. А если точечные знания и новые знакомства – проходите курсы у отдельных специалистов.

Создать свой курс

– Перед запуском курса обыч­но два-три месяца уходит на подготовку: анализ аудитории и конкурентов, составление программы, – резюмирует Елизавета Рожкова. – Сначала нужен тест для ауди­тории. Наприме­р, я провела прямой эфир по собственным курсам и поняла, что некоторые вещи людям вообще неинтересны. Стала корректировать программу. А после этого уже можно приступать к тому, чтобы снимать видео.

Однако такая схема подходит далеко не всем – навыки преподавания и готовность уделить курсам достаточное количество времени не под силу тем, кто не расположен к такой работе.

– Я провел несколько онлайн-курсов по фитнесу и здоровому питанию, – вспоминает тренер Артем Копылов. – Однак­о через два месяца понял, что это не мое. Безусловно, мне удалось «чистыми» заработать несколько десятков тысяч. Но проблема в том, что ты регулярно должен рекламироваться и редактировать свою программу. Плюс ко всему я сразу же установил лимит на курс – 12 человек. Поскольку эта работа стала отнимать много времени, а я все-таки не хотел менять сферу деятельности. Это был крайне полезный и интерес­ный опыт, но работа оказалась не для меня.

Тем не менее большое количество молодых людей от 25 до 35 лет готовят собственные курсы. В этом году материала в Сети появится значительно больше – пользователям есть из чего выбирать.

– Моя серия курсов будет посвящена истории искусства, – говорит историк, искусствовед Анна Солохина. – Такой контент требует глубокой подготовки, поскольку это серьез­ная авторская работа. Поэтому гото­виться придется около полу­года – нужно разработать теоретическую базу и практические занятия. Но уже осенью планирую представить свои курсы аудитории.

На заметку

Большое количество молодых людей от 25 до 35 лет готовят собственные курсы. Как правило, курсы длятся от трех до восьми недель – за это время человек не устает от потока информации.


Никита ЩЕРБАКОВ, фото: ru.freepik.com