- КУЛЬТУРА

Десять лет войны и мира

В Манеже состоялось представление альбома «Петергоф. Годы войны». Более 150 снимков из 25 архивов, государственных и частных коллекций из России и нескольких европейских стран рассказывают о жизни знаменитого музея в драматическое десятилетие между 1936 и 1947 годами. 

Многие фото публикуются впервые. Выход книги приурочен к 77-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Альбом является продолжением двух проектов богатой издательской программы Государственного музея-заповедника «Петергоф». В 2018 году вышел в свет альбом «Петергоф. Век музея», посвященный столетию ГМЗ. В начале 2020 года был издан двухтомник документов «Петергоф в Великой Отечественной войне: 1941 – 1945».

Как рассказал «Вечернему Санкт-Петербургу» Павел Петров, доктор исторических наук, заведующий отделом музейных исследований ГМЗ «Петергоф», автор-составитель нового издания, в нем четыре раздела: довоенный, эвакуация музейных ценностей, годы фашистской оккупации, первые годы восстановления парков и фонтанов. Документов в альбоме не много, основное место занимают фотографии. Каждый раздел дополнен картой заповедника на соответствующее время и хроникой основных событий.

«Петергоф. Годы войны» обладает важным достоинством для любого подобного издания. Его можно пролистать за полчаса – и он расскажет о главном. А потом – возвращаться, чтобы вчитываться и вглядываться в интересные детали. Например, что в мае 1941 года музею утвердили задание принять в том сезоне более 1,6 млн посетителей, достигнув прироста в двадцать процентов.

У альбома есть постоянный персонаж. Марина Александровна Тихомирова (1911 – 1992) – легендарная музейщица, которая в годы блокады опекала петергофские сокровища в подвалах Исаакиевского собора, а после освобождения Петергофа была его хранителем. 1 февраля 1944 года, через пять дней после снятия блокады, она направляет докладную записку в Управление по делам искусств, приводя перечень самых неотложных работ. В те же дни Тихомирова пишет матери, что работает по 18 – 20 часов в сутки и замечает, что в Петергофе нет ни одного дома, пригодного для жилья. К 1946 году относится фотография Марины Александровны на Большом каскаде в Нижнем парке. Фигуры Самсона еще нет. Она появится через год.

Из «самым-самых» снимков Павел Петров назвал фото посетителей парка из собрания Владимира Елкина. Два датированы 22 и 23 июня 1941 года. Любопытно, что монополией на платную съемку на фоне фонтанов владела «Инкоопрабис» – артель инвалидов работников искусств.

Через три месяца фашисты заняли Петергоф. На плане хорошо видно, что линия фронта проходила по западной границе Нижнего парка, буквально в двух шагах от дворца «Марли». Осенью 1941 года Красная армия несколько раз пыталась отбить Петергоф у врага. Снимки нацистов показывают пожар Большого дворца 23 сентября 1941 года, который они не пытались тушить.

Фотографии дворца «Монплезир», сделанные летом 1944 года, демонстрируют, что изразцовый камин был изуродован фашистами для устройства «буржуйки», парадный зал превращен в парикмахерскую. Такие снимки впечатляют сильнее, чем общий вид руин.

Один из финальных снимков относится к сентябрю 1947 года. На нем виден плакат с призывом к строителям «использовать производительно все 480 минут для своевременного пуска фонтанов». Надо понимать, что речь шла о восьмичасовом рабочем дне, расписанном по минутам.

Завершают альбом био­графии сотрудников ГМЗ «Петер­гоф» и современные фото спасенных экспонатов – в частности, портреты из Картинного зала Большого дворца, которые были эвакуированы в Сарапул и Ленинград.

Прямая речь

Елена КАЛЬНИЦКАЯ, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:

– Мы намерены выпустить еще один альбом в серии «Петергоф» и посвятить его последнему десятилетию музейной жизни. Тому, как мы задумывали и проводили мультимедийные спектакли для осеннего праздника фонтанов. А также показать, как современные технологии преображают работу традиционного музея.


Василий ПОСТНИКОВ, фото: Лидия ВЕРЕЩАГИНА, иллюстрации предоставлены пресс-службой ГМЗ «Петергоф»