- ОБЩЕСТВО

Дежурный по станции слушает

Ольга Владимировна Серова, дежурный по железнодорожной станции Антропшино Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», работает на своей должности уже четверть века. За эти годы она снискала заслуженное уважение коллег. Прямо во время нашей с ней встречи ей вручили диплом и почетный знак «Железнодорожник года».

Ольга Владимировна контролирует движение поездов, переводит стрелки, направляя поезда на нужный им путь. И если, не дай бог, случится ЧП, она направит поезда в обход и вызовет специальные службы.

Путевка в жизнь

По словам Ольги Владимировны, работа на железной дороге досталась ей по наследству – ее прадед был начальником механизированной колонны Кировской железной дороги, отец всю жизнь работал механиком: обслуживал светофоры и другое электрооборудование.

Ольга Владимировна окончила Петрозаводский техникум железнодорожного транспорта. По распределению ее отправили начальником двух станций в Карелии. Должность крайне ответственная, человек, ее занимающий, в ответе и за безопасность движения, и за личный состав, и за оборудование.

– Пусть станции и небольшие, но опыт дали огромный! Получалось так, что я сутками не приходила домой: мне отец или мама приносили поесть. И тогда я задумалась: хочу я быть начальником станции или просто дежурным? Понимала, что еще очень молода, не хватает опыта. Плюс я хотела поменять место жительства. В результате из Кондопожского района переехала в Петербург и устроилась на станцию Антропшино. И вот уже 25 лет работаю здесь.

Обычный день

Почти все пространство небольшой комнаты занимает внушительный пульт управления движением – рабочее место дежурного. На зеленоватой металлической поверхности – масса кнопок, лампочек, под которыми на черных табличках видны непонятные непосвященному сокращения. Но Ольга Владимировна управляется со всем этим хозяйством легко и непринужденно. За плечами огромный опыт. Пульт она называет ласково приятелем и товарищем. Ее руки буквально порхают по кнопкам и переключателям. Видно, что дело свое она любит.

– Вот, например, на железнодорожных путях у нас находятся светофоры, на пульте – их повторители: разрешающий или запрещающий. Я все их здесь вижу, – поясняет Ольга Серова. – А вот кнопки стрелочных переводов. Я каждую стрелочку перевожу отсюда сама. Лампочки, выстроившиеся в линии в верхней части пульта, – это отображение путей станции. Белый цвет – свободны, красный – заняты. Видите в окно те три вагона? Это три красных огонька на моем пульте.

На экране компьютера рядом – график исполненного движения поездов.

– Я вижу, что со станции Кобралово выходит пассажирский поезд. Я открыла ему сигналы, чтобы он ехал беспрепятственно. – с этими словами Ольга Владимировна берет микрофон, щелкает тумблером, и ее голос доносится из громкоговорителей на платформе: «По второму пути проследует пассажирский поезд, будьте осторожны!»

И только я хочу задать следующий вопрос, как на полуслове меня прерывает сигнал рации. Оставить его без ответа нельзя.

– Антропшино, ДСП, Серова, слушаю, – говорит Ольга Владимировна в микрофон.

– 28-65, на третьем пути, сцепились, тормоза включены и опробованы, Воронин, – раздается голос из динамика.

– Понятно, к вагонам 28-65 на третьем пути, сцепились, тормоза включены и опробованы, Антропшино, ДСП, Серова, – подтверждает факт получения сообщения Ольга Владимировна.

И так постоянно, станция живет своей жизнью: прибывают электрички, проносятся грузовые поезда, идут маневровые работы, составители поездов изымают из-под колес вагонов тормозные башмаки. Обо всех действиях доклад принимает дежурный по станции, и может показаться, что нет ни минуты покоя. Но оказывается, что это обычный, спокойный день.

Семья железнодорожников

Здесь же, на станции Антропшино, Ольга Владимировна познакомилась с мужем – железнодорожником, механиком по обслуживанию электрооборудования, как и ее отец.

– Мне очень повезло с мужем. Друг друга отлично понимаем: ночными сменами и вызовами никого не удивишь, – улыбается моя собеседница. – А еще у моего мужа потрясающее хобби – он очень любит готовить. То есть, когда я на смене, а у него выходной, вкусный ужин всегда обеспечен. Старший сын тоже железнодорожник – работает составителем поездов на этой же станции, племянница пошла по моим стопам – дежурная по станции, работает в Карелии. Да, целая семья железнодорожников получается.

Иногда Ольге Владимировне приходится исполнять обязанности начальника станции.

– В это время меня семья дома не видит вообще, прихожу злая и раздраженная, все встают в сторонку и шепчут: «Мама у нас нынче и. о., давайте тише!» – улыбается Ольга Серова. – Поэтому, когда пять лет назад была возможность отправиться учиться дальше, даже пройдя по баллам, я сознательно не захотела. Мне понятно, что меня бы попросили занять какую-то руководящую должность, например стать начальником станции. Но это не по мне: здесь предстоял бы выбор – семья или работа. Совместить это для женщины очень
тяжело. Сейчас же моя работа нормированная: смена с 8.00 до 20.00. Да, бывает, Новый год за пультом встречаю, а что поделаешь? Поезда идут круглые сутки. Оливье в контейнере тоже неплохо.

– Это все о работе. А отдыхаете вы как? – интересуюсь я.

– Читаю техническую документацию, – шутит Ольга Владимировна. – На самом деле люблю родную Карелию, озерный край. Едем на дачу, гуляем по лесам с мужем. Но быстро начинаю скучать по работе, не хватает этого постоянного движения.

…Вновь звучит сигнал рации, приближается поезд.


Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ