- Выставка, КУЛЬТУРА, Театр

Драматург без пьес

В интерьерах Театра имени Ленсовета (Владимирский пр., 12) открылась выставка «Достоевский и театр. XXI век». Она посвящена 200-летию со дня рождения писателя. Еще один парадокс гения – за всю творческую жизнь Достоевский не создал ни одной пьесы, однако его произведения – популярнейший материал для театральных постановок.

Художественный мир писателя многие десятилетия будоражит воображение творческих людей театра. Сценические воплощения его произведений весьма многочисленны. А история театра, к счастью, сохранила множество памятных экспонатов о выдающихся постановках.

Театральный писатель

На выставке представлены эскизы сценографии, костюмов, театральные афиши к спектаклям из самых разных городов: Москвы и Арзамаса, Самары и Кемерова. Можно увидеть современные инсталляции петербургских художников театра по произведениям писателя. Интересны и рисунки как известных петербургских художников, так и студентов к текстам Достоевского. Несколько витрин демонстрируют костюмы, предоставленные для выставки Литературно-мемориальным музеем Ф. М. Достоевского. Это платья Настасьи Филипповны, героини романа «Идиот», Катерины Ивановны («Преступление и наказание»), а также костюмы к проекту «День Достоевского» для артистов, исполняющих роль самого Федора Михайловича.

Заведующая музеем Театра имени Ленсовета Вера Матве­ева считает, что персонажи Достоевского так и просятся на сцену, поэтому такое количество спектаклей созданы по его романам.

«Как выяснилось за двести лет, Федор Михайлович – очень театральный персонаж, прежде всего своими представлениями о том, что такое человек. В нашем театре самый великий спектакль по Достоевскому – это «Преступление и наказание», который поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Игорь Петрович Владимиров в 1971 году. В нем Алиса Фрейндлих играла Катерин­у Ивановну, Алексей Петренко – Свидригайлова, Леонид Дьячков – Раскольникова, а роль Мармеладова исполнял Анатолий Равикович. Это «атомный» актерский состав. И спектакль получился выдающимся», – рассказала Вера Матвеева.

Нельзя не вспомнить и одноименную работу ученика Юрия Бутусова и Анны Алексахиной лауреата «Золотой маски» Сергея Волкова. Постановка была сделана по следам политического преступления, потрясшего 22 июля 2011 года весь мир, – взрыва в центре Осло и нападения на молодежный лагерь. В результате тер­акта погибли 77 и был ранен 151 человек. Его совершил ультраправый националист норвежец Андерс Брейвик по мотиву ненависти к мигрантам.

«За основу спектакля Сергей Волков взял судьбу Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания». Он «зарифмовал» мысли героя романа с речью Брейвика на суде. Это была очень интересная работа, она долго была у нас в репертуаре», – подчеркнула заведующая музеем.

И драмы, и опера

Федор Достоевский уника­лен тем, что по мотивам его глубоко философских романов можно творить в разных жанрах, подчас противоположных. Это может быть как социальная, политическая драма, так и музыкальный спектакль. Например, к 300-летию Петербурга художественный руководитель Театра имени Ленсовета Влади­слав Пази попросил композитора Александра Журбин­а и сценариста Вячеслава Вербин­а написать мюзикл на основе сюжета романа «Униженны­е и оскорбленные».

«На нашей сцене он вышел под названием «Владимирская площадь». Уникальный проект, в котором артисты исполняли оперу. Не просто музыкальные номера, вкрапленные в драматическую роль. Была настоящая оперная партитура в сопровождении живого оркестра из тридцати музыкантов. В общем, практически любой Достоевский хорош для сцены, – резюмировала Вера Матвеева. – В этом году к юбилею мы выпустили два спектакля. Один просто грандиозный – «Бесы» в постановке Алексея Слюсарчука. Этот спектакль нужно посмотреть всем. Вторая наша премьера этого года – спектакль «Шутки Достоевского» по сатирическим произведениям, о существовании которых вообще не многие знают.

На Владимирский сыграть в рулетку

Примечательно, что выставка «Достоевски­й и театр. XXI век» открылась в помещении бывшей игорной залы, куда в 60-х годах XIX века Федор Михайлович ходил играть в рулетку. Дело в том, что в 1860 году дом на Владимирском проспекте, 12, где сейчас располагается театр, приобрело Русское купеческое общество. Уже через два дня после покупки здесь стали устраивать клубные балы. Новые хозяева помещения отделили от бальной залы (ныне это зрительный зал театра) пространство для рулетки и карточных столов. Живший по соседству, в Кузнечном переулке, 5, Достоевский часто сюда захаживал. Как и Николай Некрасов. Ведь как известно, оба великих русских писателя были подвержены игорному азарту.


Марина КОЗЛОВА, фото предоставлены Театром имени Ленсовета (автор Юлия СМЕЛКИНА)