- КУЛЬТУРА, Музей

Два века на службе просвещению

Исполняется 190 лет со дня официального открытия Румянцевского музея – первого публичного частного музея в России. Изначально он размещался в Особняке Румянцева на Английской набережной, 44, который сегодня стал отделом Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

«Действительно, Румянцевский музей распахнул свои двери перед всеми желающими 190 лет назад. Конечно, просто «с улицы» зайти было нельзя, но для интересующихся двери особняка были широко открыты. Публичный же музей открылся уже после смерти Николая Румянцева, который завещал все свое собрание и сам особняк государству. На фронтоне здания появилась соответствующая надпись: «От государственного канцлера графа Румянцева на благое просвещение». В 1828 году император Николай I подписал указ об учреждении «Румянцевского музеума», и в ноябре 1831 года он начал принимать посетителей», – рассказывает Татьяна Шмакова, заведующая отделом «Особняк Румянцева» Государственного музея истории Петербурга.

Судьба музея

Судьба причудливо распорядилась наследием великого русского просветителя. В особняке на Английской набережной музей прожил лишь три десятилетия. Разноплановая коллекция Румянцева плохо вписывалась в структуру петербургских учреждений культуры. С другой стороны, в Москв-е на тот момент не было ни одного общедоступного музея и общество стремилось восполнить этот пробел. Попечитель Московского учебного округа Николай Исаков, мечтавший создать в городе публичную библиотеку наподобие петербургской, убедил передать коллекцию в Первопрестольную. Он же сумел найти здание, которое смогло вместить собрание, – расположенный напротив Кремля дом отставного офицера и предпринимателя Петра Пашкова. В 1861 году коллекцию Румянцева решено было перевести в Москву, где она стала главной составляющей «Московского публичного и Румянцевского музеума», образованного в 1862 году.

«Интересно, что уже в советское время, после расформирования собрания этого музея в 1924 году, библиотека Румянцева легла в основу Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина (сейчас – Российская государственная библиотека). Другие коллекции, к сожалению, были распределены между многими музеями и перестали существовать как единое собрание. Когда в 2004 году мы проводили выставку, приуроченную к 250-летию со дня рождения Николая Румянцева, нам пришлось собирать экспозицию буквально по крупицам», – вспоминает Татьяна Шмакова.

После революции у особняка был сложный период. В нем размещались различные конторы, а часть помещений со стороны Галерной улицы была «нарезана» под коммунальные квартиры. «Но видимо, самой судьбой зданию было определено быть музеем. В 1938 году, когда в Аничковом дворце был размещен Дворец пионеров, в Особняк Румянцева перевели Музей истории и развития Ленинграда. Он был основан в 1908 году как Музей старого Петербурга, в 1918 году преобразован в Музей города (специализировавшийся на культуре крупных городов вообще), в настоящее время это Государственный музей истории Петер-бурга», – рассказывает Татьяна Шмакова.

Музей сегодня

«Как это ни покажется странным, такая сложная и запутанная историческая судьба придает Особняку Румянцева особую специфику и уникальность. Каждая эпоха оставила в нем свой след, и мы стараемся бережно сохранять это наследие, – отмечает Татьяна Шмакова. – Даже такое атипичное для музея явление, как коммуналка, нами было музеефицировано и превращено в выставку советского быта «Коммунальный рай, или Близкие поневоле» – очень интересную и познавательную, особенно для подрастающего поколения, слабо представляющего реалии того времени».

Действительно, сегодня музей предлагает очень широкую и разнообразную экспозиционную программу. Разумеется, не обойден вниманием отец-основатель Румянцевского музея. Особые экспозиции посвящены позднейшим владельцам особняка. От Музея города «в наследство» досталась идея раскрыть образы интереснейших городов мира. Так родились выставки «Увидеть Париж», Ricordo di Roma («Памят-ь о Риме») и «Венеция вдали, как странный сон», которую еще можно успеть посетить. Оформление последней экспозиции, сочетающее имитацию старых венецианских зеркал, тихие звуки журчания воды с колеблющимися световыми бликами как бы отражающегося в воде солнца, демонстрирует новые технические возможности музея.

«Мы не забываем, что создавались как частный музей. Поэтому у нас очень тесные связи с коллекционерами, ищущими площадку, чтобы представить свои собрания публике. На днях открылась очень интересная экспозиция «Я в кубе», представляющая работы современных петербургских художников – автопортрет и две самые яркие работы, по оценке организаторов. Таким образом, зрителю предлагается как бы троекратное отображение творческого мира каждого автора. Активно сотрудничаем и с регионами. Из самых интересных могу выделить выставку якутских алмазов. В общем, у нас всегда есть что посмотреть и чему удивиться», – заключает Татьяна Шмакова.


Михаил КУЛЫБИН, фото: Наталья ЧАЙКА