- ОБЩЕСТВО

Движение вверх

Рекордсменка России по воздухоплаванию из Великого Новгорода Марина ФЕДОРОВА рассказала, почему среди пилотов мало женщин, чего стоит бояться на высоте и почему ЧП с воздушными шарами – редкость.

Когда супруг Марины купил первый воздушный шар, едва ли она могла представить, что через десять лет станет номером один среди женщин-пилотов России. В прошлом году Марина поднялась на 4353 метра, установив новый национальный рекорд по высоте. А в феврале 2020-го добавила в копилку еще два – по дальности и продолжительности полетов.

– Марина, насколько я понимаю, работа пилота в клубе воздухоплавания с рекордами не связана. Что подтолкнуло к этому шагу? Захотелось проверить себя?

– Первый рекорд по высоте – инициатива мужа. Целью было привлечь внимание к нашему виду спорта, разбудить интерес к воздухоплаванию, прорекламировать клуб. Ну и конечно, испытать свои возможности. А когда все получилось, наверное, проснулся азарт. Во время участия в третьем открытом чемпионате Нижегородской области по воздухоплавательному спорту я наслушалась рассказов организаторов о Кубке вызова SharNN – это гонка на дальность на тепловых аэростатах объемом более двух тысяч кубических метров. Кубок проводится зимой, в мороз, чтобы участники взяли с собой на борт как можно больше топлива. Задача – пройти максимальное расстояние за заданное время – десять часов. Здесь я увидела прекрасную возможность побить еще два рекорда – на продолжительность и дальность.

– Ваши победные результаты – 9 часов 59 минут 5 секунд полета, за которые вы прошли 462 километра 120 метров. Все это – на ногах, в мороз, в сложных метеоусловиях. Человеку, от неба далекому, сложно представить, как на такое можно отважиться. Тем более – женщине, многодетной маме (У Марины трое детей. – Прим. ред.)…

– Может, поэтому в нашем деле почти нет женщин. Да и матчасть тяжелая – судите сами: горелка – 20 кг, оболочка – 100, корзина – 60, и это еще цветочки. Самой такие веса таскать не под силу, требуются помощники. У меня в команде помимо меня трое мужчин. Но трудности не пугали. Я всегда любила активный отдых и какие-нибудь рискованные мероприятия.

– Как началась история с аэростатами в вашей семье?

– Одиннадцать лет назад муж задумал успешный, как он полагал, бизнес. Его поддержал родной брат. Все взяли в кредит, но не рассчитали. Каждый год проходить сертификацию, обслуживать оборудование оказалось затратно, зарабатывать не особо получалось. Хорошо, у супруга есть основной бизнес. Так воздухоплавание превратилось в дорогостоящее хобби. Я с самого начала была на подхвате: возила шар, доставляла гостей, встречала команду на земле. То, что я тоже стану пилотом, было делом решенным. Оставалось дождаться, пока немного подрастут дети. Но к тому моменту у нас в стране не было школ, обучающих пилотированию: изменилось воздушное законодательство, продление лицензий было затруднено. Я поехала учиться в Киев, но приходилось каждый год подтверждать свое пилотское удостоверение в России. В прошлом году открылась школа в Москве, отучилась еще и в ней. Благодаря тому, что я к тому моменту уже порядочно налетала, полученные знания хорошо повысили мою квалификацию.

– А нештатные ситуации были?

– Серьезных не было. Это в принципе большая редкость, потому что мы все тщательно просчитываем заранее, проверяем оборудование, метеоусловия. Конечно, бывает так, что погода меняется уже в процессе, например направление ветра кардинально отличается от прогнозного. Так однажды было с мужем, его понесло через Ильмень – озеро размером 35 на 45 километров. Хорошо, что запас газа был и им удалось дотянуть до противоположного берега.

– Есть ли какие-то ритуалы перед полетом, приметы?

– Главный ритуал – проверить метеоусловия, и не на одном сайте, а на пяти – семи (смеется). Если есть малейшие опасения, то не рискуем. Что касается примет – не раз замечала: если кто-то из гостей боится, то шар будто чувствует и погода портится.

– Какие качества нужны пилоту аэростата?

– Небо любит подготовленных, потому что ответственность при пилотировании управляемого только по вертикали воздушного судна, полностью зависимого от погоды, колоссальная. Надо быть постоянно собранным, поскольку порой на принятие решения есть лишь пара секунд. Мне в таких ситуациях не раз помогали интуиция и опыт. Ничего принципиально менять не пришлось, но вот от полноценного сна порой приходится отказываться – режим у нас не простой, особенно во время соревнований. Полеты проходят на рассвете и вечером, после каждого нужно сдать отчет и заправиться. Получается поспать ночью два – два с половиной часа и столько же днем. Но недосыпы с лихвой окупаются, когда паришь над гладью Волхова, едва касаясь воды, потом поднимаешься выше – и весь Новгород как на ладони. Вдали золотым блюдцем сверкает Ильмень. А потом пролетаешь мимо Кремля… И вдруг – колокола!

Марина Валентиновна ФЕДОРОВА

• Родилась в селе Гостцы Новгородской области. Образование высшее экономическое.

• В марте 2017 года прошла обучение в школе пилотов «Киевское воздухоплавательное сообщество» с присвоением квалификации «пилот свободного аэростата».

• В июне 2019 года прошла повторное обучение в авиационном учебном центре «Аэровальс».

Рекорды

• 8.08.2019 – рекорд по высоте на аэростате класса АХ-7 в женской категории – 4353 метра. Рекорды фиксируются спортивным комиссаром ФАС (Федерации авиационного спорта).

• 26.02.2020 – рекорд на продолжительность полета на аэростате класса АХ-7 в женской категории – 9 часов 59 минут 5 секунд.

• Рекорд на дальность полета на аэростате класса АХ-7 в общей категории – 462 километра 120 метров.

Соревнования на воздушных шарах

Спортивные состязания по всей стране организует Федерация воздухоплавательного спорта при поддержке Министерства спорта РФ и частных спонсоров. Самые масштабные соревнования – летний чемпионат по воздухоплавательному спорту в Великих Луках и «Небесная ярмарка Урала» в Кунгуре (Пермский край). Зимой традиционно проводится Кубок вызова SharNN в Нижнем Новгороде и фестивали аэростатов «Яблоки на снегу» по городам России.


Беседовала Анастасия МАРМУЗОВА, Великий Новгород – Петербург, фото предоставлено Мариной ФЕДОРОВОЙ