- ОБЩЕСТВО

Этнография – наука практическая

17 июля в России свой профессиональный праздник отмечают специалисты, изучающие традиции, культуру и быт народов, – этнографы.

Для Северной столицы День этнографа имеет особое значение, потому что этот праздник своим рождением обязан ленинградским ученым. В 70-е годы прошлого столетия известный этнограф доктор исторических наук Рудольф Фердинандович Итс, организовавший на историческом факультете ЛГУ кафедру этнографии и антропологии, придумал этот праздник.

День этнографа был приурочен к дню рождения знаменитого этнографа и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая, который многое сделал для развития мировой истории, этнологии, антропологии. Достаточно сказать, что исследователь познакомил весь мир с материальной культурой и хозяйственным укладом папуасов, доказал видовое равенство человечества. И в честь признания его заслуг северо-восточная часть Новой Гвинеи, где проживало древнейшее население, названа Берег Маклая.

О современном развитии этнографии «Вечерний Санкт-Петербург» поговорил с директором Российского этнографического музея Юлией КУПИНОЙ.

Пандемия повлияла на экспедиции

– Юлия Аркадьевна, мы знаем, что изучение традиций народов невозможно без экспедиций. Понятно, что COVID-19 спутал все карты и в пандемию организовать «поход в народ» слишком сложно. И все-таки какие экспедиции и где музей планирует провести?

– Действительно, экспедиций стало меньше, особенно в прошлом году, – повлияла пандемия. Тем не менее они есть: мы выезжали и на Русский Север, и в Республику Коми, но это были достаточно ограниченные поездки. Кстати, экспедиции тоже меняют свой формат. Например, мы организовываем так называемые мобильные этнографические лаборатории.

– Что они собой представляют?

– Это комплексные проекты сотрудничества с региональным музеем, специалисты из нашего и регионального музея вместе атрибутируют фондовые собрания, делают выставки, вместе разрабатывают и осуществляют полевые исследования в регионе. Таким образом, «мобильные этнографические лаборатории» включают в себя и научные исследования, и сбор коллекций, и работу с экспозициями. Один из наших любимых партнеров – Вельский краеведческий музей имени В. Ф. Кулакова, с которым мы очень продуктивно работаем.

– Но ведь для того, чтобы отправиться в экспедицию, нужны немалые средства…

– Сегодня большинство экспедиций проходят в рамках совместных грантовых исследований. И мы собираемся реализовать такие проекты на территории Армении и Азербайджана, а в дальнейшем – в других странах СНГ. Мы нацелены на то, чтобы сделать совместные экспедиции и с местными вузами, например с Ингушским государственным университетом. Также продолжаем исследование материальной культуры староверов. Следим и за тем, как развиваются в различных регионах традиционные ремесла в сочетании с креативной индустрией. А еще продолжаем комплектование фондов, и это серьезная задача, которая в большинстве случаев решается только за счет экспедиционных сборов. Конечно, пандемия накладывает ограничения, но ни в коем случае не блокирует нашу работу.

– Юлия Аркадьевна, а вы лично отправляетесь в научные путешествия по регионам?

– У меня был такой опыт в прошлом: я участвовала в экспедициях в Южной Сибири, Дагестане, Арктике. Но так как я больше занимаюсь музее­ведением, то больше специализируюсь не столько на этнографических экспедициях, сколько на экспертных миссиях. Достаточно много работала как эксперт ЮНЕСКО по развитию этнографических музеев в Центральной Азии, странах СНГ, Закавказье и Белоруссии, на Украине и в Монголии.

Арктика в фокусе внимания

– Сегодня особый интерес вызывает Арктика. Есть ли новые проекты, связанные с этим регионом?

– У нас готовится достаточно много проектов на этом направлении. Тем более что есть идея организовать под эгидой Союза музеев России Ассоциацию арктических музеев. Мы приступаем к активной фазе разработки постоянной экспозиции о народах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, которая сейчас закрыта на реконструкцию. Кстати, такая экспозиция традиционно была представлена в Российском этнографическом музее. И это, безусловно, уникальная коллекция, которая представляет этнокультурную идентичность северных и сибирских регионов России и их коренных народов. Так что увидеть целиком российскую Арктику вместе с Сибирью и Дальним Востоком можно будет только в Российском этнографическом музее.

– Канадский философ Маршалл Маклюэн говорил, что весь мир – это «глобальная деревня». То есть народы все теснее объединяются с помощью средств связи. Не произойдет ли в будущем стирание границ между этносами?

– Такую опасность ученые не фиксируют. Наоборот, глобализация способствует активизации процессов развития этнической самоидентификации, самосознания. А сочетание противоположных процессов способствует развитию. Сам по себе какой-либ­о процесс в природе не существует – всегда есть бинарная позиция.

– Какие тенденции в современной этнографии можно отметить? Зачем нам нужно знать о происхождении этносов? Что это дает в практическом плане?

– Это дает нам то же, что и знание своего прошлого, своей истории. Так как очень активно идут процессы самоидентификации людей, различных этносов, регионов, государств, знание этих процессов очень важно для качества жизни. И с точки зрения управления, экологии, и с точки зрения понимани­я демографических процессов в обществе. Не зная эти процессы, как устроены этносы, как они развиваются, какими были тенденции в прошлом, мы не можем прогнозировать будущее.

– Люди часто путают этнографию и этнологию – в чем между ними разница?

– Эти термины, которые приняты в разных этнографических школах – западных и российских, можно назвать синонимами. Этнография связана с описанием этносов, и родилась она в российской науке. В этнографии большой блок работ связан с анализом. А этнология, в которой анализ невозможен без сбора эмпирического материала, больше связана с изучением этнических процессов. Но я бы не разделяла эти дисциплины – они сегодня существуют в абсолютном единстве и органично дополняют друг друга.

– А насколько профессия этнографа востребована в нашей стране?

– Абсолютно востребована, и особенно в пандемию. Известный этнограф Лев Штернберг говорил, что этнография есть венец всех гуманитарных наук, она «всесторонне изучает все народы, все человечество в его прошлом и настоящем». Поэтому даже в сегодняшнем медицинском аспекте поведение этносов в условиях пандемии – предмет этнографии. Этнография – практическая наука и развивается в Росси­и более двух столетий.

Единство через многообразие

– На территории Ленинградской области проживают представители исчезающих народов России – ижоры, вепсы, ингерманландцы… Что удается сделать для сохранения их обычаев, традиций?

– Призываю осторожно относиться к термину «исчезающие народы». Этот термин был сформулирован еще в середине XIX века, и с тех пор эти народы «исчезают»… Могу сказать, что сегодня обращается активное внимание на развитие языков коренных народов Севера, использование их не только в школах, но и, например, в интернет-СМИ. Кроме того, идет поддержка традиционных ремесел, что делает культуру этих народов публично видимой не только ее носителям. Государство стремится к сохранению многообразия народов. В нашем музее постоянно проводятся выставки на эту тему, много материалов публикуется на сайте. В сентябре, например, откроется большая выставка «Балтика – перекресток культур». Миссия нашего музея состоит в том, чтобы показать единство через его разнообразие.

– А сами представители коренных народов Севера приходят в музей, чтобы посмотреть на свой быт и свои традиции?

– Конечно! К тому же есть большой интерес со стороны землячеств, различных республик, национальных образований, чтобы на площадке музея те или иные регионы представили свои проекты в контексте общероссийской культуры. 23 июля откроется очень яркая выставка «В гармонии с красным: туркмены», которая показывает различные подходы и трактовки красного цвета, а в культуре туркмен используются десятки его оттенков. Это дает определенную энергетику.

– Сегодня цифровизация проникла во все сферы деятельности человека. Как меняется этнография в процессе цифровой трансформации?

– Очень многие этнические процессы переместились в виртуальное пространство. А это уже поле для работы этнографов. Есть даже такой термин «киберэтнография» – когда исследования проводятся в киберпространстве. Это огромный диапазон материала, связанный с тем, как люди презентуют свою культуру, как общаются, с кем объединяются. Второй аспект – оцифровка культурного наследия. Например, культура якутов представлена в музеях Германии, Франции, США. И оцифровка позволяет объединить их культурное наследие. Это очень мощный инструмент для исследователей, потому что есть прямой доступ ко многим материалам и оригинальным источникам.

– Среди новых направлений есть этнотуризм, который набирает популярность…

– Это очень актуальное направление, потому что многие открывают для себя собственную страну с ее уникальным этническим многообразием. И здесь большую роль играют региональные музеи, которые являются проводниками по своей территории, представляя историю своего региона, его особенности.

– Каждый год проводится Этнографический диктант. Почему важно повышать грамотность в этой области?

– Это один из форматов привлечения публики к познанию, реализации своих познаний или выявлению каких-то пробелов. Этнографическое знание дает человеку более широкий спектр понимания окружающих его людей, процессов, идущих в обществе. Вы можете никогда не встретиться с адыгейцами или чукчами, но знание того, что их культура существует, как устроено их общество, как они переживают радости и беды, – это общечеловеческий опыт, который будет полезен очень многим людям.

– РЭМ проводит много выставок, мастер-классов. Рассказывает и о том, как стать этнографом. Как все-таки стать этнографом?

– Сегодня многие вузы страны готовят этнографов. Но думаю, что будущему этнографу нужно воспитывать в себе огромное уважение к разным культурам, даже к тем, что вызывают у него удивление. Главное открытие этнографии, что уже стало постулатом, – все нации и расы равны. И одно из доказанных Миклухо-Маклаем открытий – возможность культурного сосуществования представителей разных рас.

Справка

Днем рождения Российского этнографического музея (РЭМ) принято считать 10 (23) января 1902 года. Он был основан как этнографический отдел Русского музея императора Александра III, учрежденного 13 апреля 1895 года указом императора Николая II.

Основная задача этнографического отдела формулировалась так: «Представить картину этнографического протяжения нашего Отечества, картину народов, обитающих в России и в непосредственном соседстве с нею».


Фото: Лидия ВЕРЕЩАГИНА, ethnomuseum.ru