В памятный для Петербурга январь Государственный краеведческий музей «Невская застава» провел горожан по блокадным маршрутам. Это возможность немного почувствовать и понять, как жили в осажденном Ленинграде зимой 1942 года. Маршрут художника Власова в 34 километра группа прошла за девять часов.
Художник жил на Васильевском острове, Карточная фабрика находилась за Невской заставой, около нынешней станции метро «Пролетарская», а печатали карты на Петроградской стороне. Таким маршрутом в 34 километра – в стужу, под бомбежками – шел пешком голодный и ослабевший Василий Власов.
34 километра
Группу по пути художника ведет экскурсовод, заместитель директора по научно-просветительской деятельности музея «Невская застава» Алина Зоря. Самому юному участнику Олегу Затягайлову всего 13 лет, он занимается в военно-патриотическом клубе и на маршрут отправился вполне осознанно, темой Великой Отечественной войны он интересуется с первого класса. «Сейчас мы делаем реконструкцию, посвященную блокадному Ленинграду, – рассказывает Олег. – Мне интересна жизнь именно мирного населения в блокаду и помощь фронту обычных людей».
Психолог Ольга Енина давно занимается скандинавской ходьбой и не сомневалась, что осилит весь путь. Пройти 34 километра она решила в память о маме, пережившей блокаду. «Моей маме во время войны было одиннадцать лет, она тушила «зажигалки» и должна была быть награждена, но в суматохе все документы и списки были потеряны, поэтому ее наградили только знаком «Жителю блокадного Ленинграда», – говорит Ольга. – Мама рассказывала о той жизни, но тогда это было не очень прочувствовано мной. Потому что мы все были уже сытые и мало понимали, что такое картофельная шелуха на обед».
Мосты и памятники
По пути группа делает остановки, Алина рассказывает о том, что встречается на пути. Финляндский железнодорожный мост, состоящий из двух мостов с разными механизмами разводки, – по нему в войну шла переброска войск и техники. памятник Ленину, в котором не сразу узнаешь вождя пролетариата именно потому, что скульптор лично видел Владимира Ильича. Фарфоровый завод, чьи мастера в войну раскрасили миноносец «Свирепый» так, что он слился с невской водой. Бывшая Императорская Карточная фабрика – в советское время Комбинат цветной печати – двухсотлетний памятник истории, оказавшийся по сути заложником нашего времени, никому не нужным обременением.
Валентина в семь утра прилетела из Челябинска и перед выходом успела лишь позавтракать у родных. «Я уже хорошо знакома с парадным Петербургом. Мне хотелось увидеть обычный город, узнать что-то новое о военном времени, – говорит она. – Мы, конечно, изучали блокаду в школе, но до конца не понимали, что это такое. Моя тетя, пережившая весь этот ужас, практически ничего не рассказывала, не любила вспоминать». Конечно, бессонная ночь, перелет сказались, и сил Валентине хватило на половину пути.
«Пройти весь маршрут от начала до конца не главное, – говорит Алина Зоря. – Пройти даже часть – полезный духовный опыт. Нам редко удается сосредоточиться и в течение нескольких часов подумать о серьезных вещах – жизни и смерти, подвиге».
В конце маршрута на улице Мира одиннадцать человек оказались в 19.45. «Мы шли почти девять часов, – говорит Ирина Радченко, прошедшая путь художника второй раз. – Это было очень нелегко, и невозможно понять, как это удавалось людям в блокаду».
«Блокадные маршруты»
«1942. Игра ва-банк» (34 км) – маршрут художника Василия Власова.
«1942. Путь Ольги Берггольц» (14 км) – путь, которым поэтесса ходила проведать отца.
«1942. Я, Богданов Дмитрий Иванович…» (15 км) – ежедневный маршрут рабочего от дома на Малой Охте до завода «Большевик».
Светлана КОРОБЕЙНИКОВА, фото: Наталья ЧАЙКА