- Выставка, КУЛЬТУРА

Хрупкую красоту поставят на учет

В Петербурге силами искусствоведов и волонтеров создается электронная база исторических витражей. Уже проведена инвентаризация в трех районах города. Через год все городские витражи будут сфотографированы, изучены и описаны.

Петербург по праву считается «витражной столицей» нашей страны, здесь находится больше половины всех витражей, созданных в дореволюционной России. К сожалению, сегодня мы можем оценить лишь треть этих хрупких произведений искусства – все остальное безвозвратно утеряно.

Центральный на очереди

Татьяна Княжицкая, кандидат искусствоведения, с конца 90-х по сей день занимается исследованием витражей. Она хорошо помнит статью в журнале «Наше наследие», благодаря которой, еще будучи студенткой, страстно влюбилась в этот вид искусства. «С тех пор я занимаюсь этой темой или тема занимается мной, – улыбается она. – Мы приросли друг к другу».

В 2019 году вместе с волонтерами и градозащитниками искусствовед начала проект инвентаризации витражного наследия Петербурга. «Я надеюсь, что мы закончим эту большую работу в 2022 году, у нас уже обследованы и изданы книги по Василеостровскому району, Петроградской стороне, прямо сейчас заканчиваем базу по Адмиралтейскому району, – рассказывает она. – Останется только Центральный, это самый объемный район, там больше 170 адресов, где сохранились витражи». Причем в каждом здании – от одной до десятков стеклянных картин.

Хрупкое наследие давно привлекало внимание специалистов, но сейчас переучет проходит совершенно на другом уровне, отмечает Татьяна Княжицкая. Качественная фотосъемка позволит детально рассмотреть петербургские витражи из любого уголка мира – в электронном каталоге. «Раньше на фотографиях витражи были видны цветовыми пятнами. Сейчас благодаря многократному приближению мы различаем все стекла, из которых они созданы, – объясняет искусствовед. – В петербургских витражах мы насчитали более тридцати различных узоров, все атрибутировали».

Благодаря качеству фотографий можно рассмотреть так называемые стекла Тиффани, которые выглядят как маленькие живописные полотна, исследовать технологию сборки или оценить уровень профессиональной подготовки художника. Такая детализация очень поможет реставраторам.

Живопись на стекле

Самый известный русский витраж находится в Исаакиевском соборе. Алтарный образ был изготовлен по поручению Николая I в Мюнхене в 1843 году. «Тогда в России еще не было традиции изготовления витражей, – говорит Татьяна Княжицкая. – Ни одно предприятие не могло сделать такое витражное окно, на тот момент одно из самых больших в Европе, его площадь 28,5 квадратного метра. Именно с этого момента разноцветное стекло стали использовать и в православных храмах».

Многие петербургские «стекла», даже известные, зачастую безымянные. Исследователи работают в архивах, пытаются установить руку мастера, происхождение этих удивительных картин. «Подпись – большая редкость для петербургских витражей, – объясняют специалисты. – Если мастера и размещали их, то обычно внизу, а именно эта часть больше всего страдает от времени, она доступна для человеческих рук».

Беззащитная красота

Если шедевры в церквях, банках, гостиницах радуют глаз, их реставрируют, восстанавливают, то витражи в доходных домах – сейчас в обычных жилых – просто погибают. «Это наши стыд и боль – аварийные, поруганные, побитые, испачканные, неотреставрированные», – говорит о них Татьяна Княжицкая. На выставке в Библиотеке книжной графики этой исчезающей красоте посвяще­н целый зал.

На заметку

Выставка «Витражи: хрупкое наследие Петербурга» проходит до 29 сентября в Биб­лиотеке книжной графики по адресу: 7-я Красноармейская ул., 30. Время работы: с понедельника по пятницу с 12 до 20 часов.


Светлана КОРОБЕЙНИКОВА, фото: Наталья ЧАЙКА