- Выставка, КУЛЬТУРА, Музей

Художники сыграли в города

В Новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры открылась выставка «Город как субъективность». В экспозиции – одна книга и 35 графических листов (всевозможных гравюр, офортов и прочего), из которых можно собрать второй экземпляр той же книги.

Автор идеи этого проекта – петербургский художник Алексей Парыгин. Два года назад он предложил тридцати пяти своим коллегам из четырех городов (Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода и Казани) создать по одной композиции для общей книги. Под названием «Город как субъективность художника». Ограничил их внешними рамками – размером листа. Попросил обязательно использовать цвет. И нашел издателя-единомышленника, который понял и принял идею.

Результат – 58 экземпляров единственного в своем роде альбома. Каждый разворот – работа одного из художников (литография, офорт, шелкография, линогравюра, гравюра на фанере, ручная фотопечать или нечто иное). Каждая композиция – особый взгляд на город (ироничный, серьезный, лирический, романтичный, мрачный – продолжайте сами).

Это могут быть вполне конкретные поселения – Санкт-Петербург, Париж, Флоренция, Зеленоград… Или окутанный туманом «город детства». Или даже город – настольная игра; город-комикс; город-безумие; город, увиденный глазами домашнего пса; город, существующий в нескольких разных столетиях одновременно; город-сеть (во всех смыслах этого слова – от паутины проводов до паутины Интернета)… В любом случае это среда, которая так или иначе влияет на обитающего в ней человека и которую он преобразует силой своего воображения.

Виктор Ремишевский, например, представляет «Типо­графические вариации, спонтанности и случайности» – разноцветные дома, «выстроенные» из букв, набранные вручную, отпечатанные с авторских наборных форм по заветам Иоганна Гутенберга, который в XV веке изобрел эту технику. Эдакий типографский мегаполис, теплая компания Вавилонских башен.

Владимир Качальский предлагает полюбоваться тем, как на белом листе проступают воспоминания. Сам художник, создавая эту композицию, думал о Челябинске, в котором родился, но зритель вполне может вообразить совсем другой населенный пункт. Простая и лаконичная композиция позволяет: птица времени улетает за край, мальчик смотрит из окна ей вслед, силуэты заводских строений тают в тумане… «Я улетаю с ветром времени в будущее», – поясняет Качальский. Почему бы не присоединиться к нему?

Наконец, город Александра Позина совсем не похож на город. Это некое место, ограниченное забором, сад (возможно, райский), в котором проживают… кролики. «Я не люблю однозначности, – говорит Александр. – Мы делали книгу. Но человек – это тоже книга, он интересен своими историями. Точнее, каждый из нас – пустая тетрадка, которую мы по ходу жизни заполняем событиями, размышлениями. В результате у одного в тетрадке написано – «Я был кроликом», а у другого – «Война и мир». Человек интересен тем, какая книга осталась после него».

После похода на эту выставку интересных историй и мыслей в жизненных тетрадках зрителей непременно прибавится.


Екатерина ЭММЕ, фото: Наталья ЧАЙКА