- ГОРОД, КУЛЬТУРА

Императорские чертоги откроют для гостей

В Петергофском парке закончилась реставрация Екатерининского корпуса дворца Монплезир. В родные стены вернулись шедевры коллекции, которые два года находились в московском «Царицыне».

В Екатерининском корпусе заканчиваются последние приготовления перед открытием. Уже развешаны отреставрированные позолоченные зеркала, мастичные люстры, бронзовые бра, устанавливаются экспонаты. Экспозиция насчитывает около двух тысяч предметов. На время реставрации что-то убирали в хранилища, но почти половину вывезли в Москву. «Здесь уникальная коллекция живописи, мебели, посуды, произведений декоративно-прикладного искусства. Нам не хотелось изымать эти вещи из культурного оборота и хранить в фондах, – объяснила генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницка­я. – Мы договорились с музеем-заповедником «Царицыно». Два года эту выставку видела Москва, причем у нас была высокая задача – сделать все по-петербургски».

Русский сервиз

Несколько дней назад из «Царицына» в родной Петергоф вернулись парадные портреты Александра I и Екатерины Великой, а также знаменитый Гурьевский сервиз, который считается жемчужиной коллекции. «Он просто потряс Москву», – отметила Елена Кальницкая. Изготовленный на Императорском фарфоровом заводе сервиз насчитывал порядка пяти тысяч предметов и использовался лишь в особо торжественных случаях, рассказала хранитель музейных предметов музея «Екатерининский корпус» ГМЗ «Петергоф» Ольга Холоднова. «Сервиз изначально назывался «Русским». Своим художественным оформлением он был призван воспевать Россию и ее народ – на тарелках, супницах, вазах изображены сцены из жизни русского общества и девушки в национальных красочных костюмах всех народностей, проживающих на тот момент в России. В нашей коллекции более пятисот предметов», – уточнил­а она.

Из хранилищ музея на свое место вернулся и уникальный гобелен «Петр I, спасающий рыбаков во время бури на Ладож­ском озере». Он был выткан на знаменитой парижской мануфактуре еще по заказу Напо­леона Бонапарта.

Аутентичный теплый желтый

Масштабная реставрация Екатерининского корпуса, первая с послевоенного времени, затронула не только фасады, крышу и интерьеры, но и фундамент. Отсутствие гидроизоляции фактически разрушало историческое здание снаружи и изнутри. «Это проблемы всех музеев Нижнего парка, все они расположены близко к Финскому заливу. Прибрежные здания очень страдают от притока воды, без хорошей гидроизоляции мы получаем и грибок, и треснувший паркет», – отметили специалисты ГМЗ «Петергоф».

Во время расчистки фасадов реставраторы обнаружили покраску середины XVIII века, и Екатерининскому корпусу вернули аутентичный теплый желтый цвет, цвет Растрелли. Мастера отреставрировали два крыльца, установленные по проекту придворного архитектора, решетки с вензелями императрицы Елизаветы Петровны, первой владелицы дворца. На крышу вернули шесть дымовых труб, которых лишился дворец во время Велико­й Отечественной войны.

Во всех залах полностью заменили паркет, исторический облик вернули и окнам: воссоздали не только рамы – по историческим документам восстановили портьеры и шторы, подъемные механизмы XVIII века. Декоративная роспись, лепнина, камины и изразцовые печи, цвет стен – все это благодаря реставраторам получило новую старую жизнь.

Приветы из прошлого

Не обошлось и без удивительных приветов из прошлого. Под одной из капителей на фасаде нашли едва заметную надпись красным карандашом «1754», благодаря чему реставраторы узнали точную дату установки этих архитектурных элементов. В интерьере одного из залов удалось найти фрагмент оригинальной росписи XIX века – маску льва, которая считалась утраченной во время Великой Отечественной войны.

Свои двери для петербурж­цев и туристов Екатерининский корпус Монплезира открое­т 20 мая.

Справка

Екатерининский корпус, примыкающий к Гостевой галерее Монплезир, был построен для императрицы Елизаветы Петровны архитектором Франческо Бартоломео Растрелли в середине XVIII века. В то время он носил название «Каменны­й корпус» и предназначался для проведения придворных балов, приемов и банкетов. Екатерининским он стал в память о переломных событиях русской истории – именно отсюда в 1762 году супруга императора Петра III Екатерина Алексеевна отправилась в Петербург, чтобы свергнуть с престола своего мужа и стать самодержавной императрицей Екатериной II.


Светлана КОРОБЕЙНИКОВА, фото: Наталья ЧАЙКА