В Петербурге ведется подготовка экипажей для новейших кораблей противоминной обороны, которые строятся на одной из верфей Северной столицы. Наш корреспондент провел один день в Объединенном учебном центре ВМФ и посмотрел, как проходят тренировки.
В настоящее время на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) в разной степени готовности находятся два серийных корабля противоминной обороны (по прежней классификации – базовые тральщики) проекта 12700 – «Георгий Курбатов» и «Петр Ильичев». Первый был спущен на воду в сентябре 2020 года и сейчас достраивается, второй только готовится к самому важному в судьбе любого корабля событию. Но оба экипажа уже сформированы и прибыли в Петербург для прохождения подготовки в учебном центре ВМФ.
«Наша основная задача – подготовка экипажей надводных кораблей в целом и отдельных боевых расчетов к решению задач по прямому предназначению, – рассказал временно исполняющий обязанности начальника Учебного центра подготовки экипажей надводных кораблей капитан 1-го ранга Станислав Васильев. – Мы имеем развитую материальную базу, которая постоянно совершенствуется и обновляется. Это позволяет при решении учебных задач создавать обстановку, максимально приближенную к реальной».
Тренировки по отдельности…
Члены экипажей, попадая в учебный центр ВМФ, на начальном этапе занимаются по отдельности. Прежде чем приступить к совместной работе, каждая служба должна досконально изучить свое «хозяйство».
Первая тренировка, на которой удалось побывать, проходила на специализированном тренажерном комплексе «Регель». В большом помещении два ряда штурманских столов с картами. Над каждым – мониторы, имитирующие работу систем управления и навигационных приборов. Здесь вахтенные офицеры и специа-исты штурманских боевых частей изучают возможности своего корабля при плавании в узкости или вблизи берегов.
Руководитель занятия со своего рабочего места может ввести те или иные усложняющие решение задачи элементы. «Регель» позволяет моделировать обстановку, максимально приближенную к условиям плавания в тех или иных реальных морских акваториях.
Следующий класс – дизельных агрегатов. Здесь досконально смоделированы рабочие места специалистов электромеханической боевой части БЧ-5.
Кроме того, на тренажере могут отрабатываться нештатные ситуации.
…и всем экипажем
На учебно-тренировочном комплексе «Мостик-2000» отрабатываются действия расчета «главный командный пункт – боевой информационный пост – штурман».
«Наша задача – добиться слаженности экипажа. Чтобы при выходе в море, при съемке со швартовов, прохождении узкостей все действия были отработаны и не было никаких неожиданностей, – рассказывает командир корабля противоминной обороны «Георгий Курбатов» капитан 3-го ранга Александр Пилипчук. – Пока мы не пройдем здесь подготовку экипажа в целом и отдельных расчетов, заселяться на корабль не можем».
Для Александра Пилипчука «Георгий Курбатов» не первый корабль проекта 12700, на котором придется служить. Но первый, которым он будет командовать. Так что многое ему знакомо, но на новой должности выглядит несколько иначе – ответственность командира несоизмеримо выше.
Тренировка проходит спокойно. Чувствуется, что каждый уже знает «свой маневр». Да и гавань, из которой отрабатывается выход, большинству знакома – Кронштадт. Но чтобы экипаж не расслаблялся, операторы дают новую вводную. Погода резко меняется, стекла начинает заливать дождь, видимость падает, к тому же и море начинает штормить. У «Мостика-2000» интересная особенность. Если долго смотреть на бушующее море на экране, не отвлекаясь по сторонам, начинает заметно укачивать. Тренажер заставляет покачиваться даже бывалых моряков.
«В 2021 году будет продолжена подготовка экипажей с учетом оснащения ряда проектов кораблей роботизированными системами, – сказал на днях главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов. – С целью повышения эффективности обучения экипажей новых кораблей программы Объединенного учебного центра ВМФ совершенствуются синхронно с развитием научно-технического прогресса в отечественной кораблестроительной отрасли».
Справка
Корабль противоминной обороны проекта 12700
Спроектирован Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз».
Серийно строится на Средне-Невском судостроительном заводе.
Корабль имеет уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии.
Оснащен как традиционными тралами, так и новейшим противоминным вооружением с применением автоматизированной системы управления противоминными действиями.
Фото автора