- ГОРОД

К противоминной обороне готов

В Петербурге ведется подготовка экипажей для новейших кораблей противоминной обороны, которые строятся на одной из верфей Северной столицы. Наш корреспондент провел один день в Объединенном учебном центре ВМФ и посмотрел, как проходят тренировки.

В настоящее время на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) в разной степени готовности находятся два серийных корабля противоминной обороны (по прежней классификации – базовые тральщики) проекта 12700 – «Георгий Курбатов» и «Петр Ильичев». Первый был спущен на воду в сентябре 2020 года и сейчас достраивается, второй только готовится к самому важному в судьбе любого корабля событию. Но оба экипажа уже сформированы и прибыли в Петербург для прохождения подготовки в учебном центре ВМФ.

«Наша основная задача – подготовка экипажей надводных кораблей в целом и отдельных боевых расчетов к решению задач по прямому предназначению, – рассказал временно исполняющий обязанности начальника Учебного центра подготовки экипажей надводных кораблей капитан 1-го ранга Станислав Васильев. – Мы имеем развитую материальную базу, которая постоянно совершенствуется и обновляется. Это позволяет при решении учебных задач создавать обстановку, максимально приближенную к реальной».

Тренировки по отдельности…

Члены экипажей, попадая в учебный центр ВМФ, на начальном этапе занимаются по отдельности. Прежде чем приступить к совместной работе, каждая служба должна досконально изучить свое «хозяйство».

Первая тренировка, на которой удалось побывать, проходила на специализированном тренажерном комплексе «Регель». В большом помещении два ряда штурманских столов с картами. Над каждым – мониторы, имитирующие работу систем управления и навигационных приборов. Здесь вахтенные офицеры и специа-исты штурманских боевых частей изучают возможности своего корабля при плавании в узкости или вблизи берегов.

Руководитель занятия со своего рабочего места может ввести те или иные усложняющие решение задачи элементы. «Регель» позволяет моделировать обстановку, максимально приближенную к условиям плавания в тех или иных реальных морских акваториях.

Следующий класс – дизельных агрегатов. Здесь досконально смоделированы рабочие места специалистов электромеханической боевой части БЧ-5.

Кроме того, на тренажере могут отрабатываться нештатные ситуации.

…и всем экипажем

На учебно-тренировочном комплексе «Мостик-2000» отрабатываются действия расчета «главный командный пункт – боевой информационный пост – штурман».

«Наша задача – добиться слаженности экипажа. Чтобы при выходе в море, при съемке со швартовов, прохождении узкостей все действия были отработаны и не было никаких неожиданностей, – рассказывает командир корабля противоминной обороны «Георгий Курбатов» капитан 3-го ранга Александр Пилипчук. – Пока мы не пройдем здесь подготовку экипажа в целом и отдельных расчетов, заселяться на корабль не можем».

Для Александра Пилипчука «Георгий Курбатов» не первый корабль проекта 12700, на котором придется служить. Но первый, которым он будет коман­довать. Так что многое ему знакомо, но на новой должности выглядит несколько иначе – ответственность командира несоизмеримо выше.

Тренировка проходит спокойно. Чувствуется, что каждый уже знает «свой маневр». Да и гавань, из которой отрабатывается выход, большинству знакома – Кронштадт. Но чтобы экипаж не расслаблялся, операторы дают новую вводную. Погода резко меняется, стекла начинает заливать дождь, видимость падает, к тому же и море начинает штормить. У «Мостика-2000» интересная особенность. Если долго смотреть на бушующее море на экране, не отвлекаясь по сторонам, начинает заметно укачивать. Тренажер заставляет покачиваться даже бывалых моряков.

«В 2021 году будет продолжена подготовка экипажей с учетом оснащения ряда проектов кораблей роботизированными системами, – сказал на днях главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов. – С целью повышения эффективности обучения экипажей новых кораблей программы Объединенного учебного центра ВМФ совершенствуются синхронно с развитием научно-технического прогресса в отечественной кораблестроительной отрасли».

Справка

Корабль противоминной обороны проекта 12700

Спроектирован Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз».

Серийно строится на Средне-Невском судостроительном заводе.

Корабль имеет уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии.

Оснащен как традиционными тралами, так и новейшим противоминным вооружением с применением автоматизированной системы управления противоминными действиями.


Фото автора