- Кино, КУЛЬТУРА

Кино расскажет о театре

Новый документальный фильм «Петербургские театры» – путешествие по современному театральному Петербургу. Художественный руководитель картины Алексей Герман-младший, режиссер Ирина Волкова и сценарист Жанна Зарецкая показали театральную жизнь города короткими жанровыми рассказами о 28 коллективах – как государственных, так и частных, авторских.

Авторы придерживались принципиальной художественной позиции: отсутствие закадрового, поясняющего текста. О театре с экрана рассказывают только мастера этого дела: режиссеры Лев Додин, Валерий Фокин, Андрей Могучий, Борис Эйфман. Актриса Алиса Фрейндлих, солистка Мариинского театра Мария Хорева. Представители других театральных профессий. Фильм, с одной стороны, очень содержательный, с другой – настолько легкий, что будет интересен и полезен как знатокам театра, так и людям, далеким от него.

Корифеи жанра

Представляя картину, Алексей Герман-младший отметил, что фильм не соответствует устоявшемуся понятию «кино о театрах»: «К сожалению, есть своя история жанра. И когда люди слышат, что фильм о театрах, они представляют себе несколько другое: более унылое, серое, ватное зрелище».  

Здесь все не так. Картина – скорее легкая прогулка по театральному закулисью и сценам, где творится само действо, с комментариями, актуальными мыслями причастных к этому. Фильм из двух серий. 

Первая об именитых государственных театрах. Несмотря на «фундаментальность» темы, она раскрывается фрагментами, эпизодами, небольшими цитатами. Например, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин вспоминает о работе над лермонтовским «Маскарадом», поставленным на этой сцене Всеволодом Мейерхольдом сто лет назад. Анастасия Мельникова, актриса Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, описывает свою первую встречу с ним: «Пришла и почувствовала, что попала в родной дом». Алиса Фрейндлих делится со зрителем историей создания спектакля «Алиса» – он не биографический, собран из множества случаев из жизни служителей БДТ им. Г. А. Товстоногова, а сказка Льюиса Кэрролла стала лишь основой. Балетмейстер Борис Эйфма­н рассказывает о радости божественного дара «разговаривать с помощью танца» и о планах создания в 2021 году Центра мирового балетного искусства.

Режиссер картины Ирина Волкова пояснила, что в одном фильме было невозможно рассказать обо всех театрах Петербурга, да и зрителю сложно освоить такой колоссальный объем информации: «Мы снимали в 28 теат­рах. О каждом театре вполне можно сделать отдельный короткометражный фильм, но нужно было себя сузить, отобрать уникаль­ные коллективы, где люди делают что-то особенное и с такой энергией, что всех заряжают этим кайфом, с которым относятся к работе».

Художественный руководитель фильма Алексей Герман-младший подчеркивает, что у авторов не было хрестоматийного подхода, это всего лишь их взгляд: «Я очень по-разному отношусь к современному театру. И к сожалению, довольно плохо его знаю, не всегда успеваю за временем – появляются новые коллективы, спектакли. Именно поэтому родился этот фильм – в том числе для таких людей, как я. Лично для меня открытий в фильме было много». 

Новое слово

Вторая серия полностью посвящена исключительно петербургскому явлению – негосударственным театрам.

Зрителю представят уже всемирно известные коллективы – Инженерный театр «АХЕ», организованный в 1989 году в известном арт-центре на Пушкинской, 10. Сейчас «АХЕ» постоянный участник международных фестивалей и партнер известных российских и мировых артистов и сцен – Славы Полунина, БДТ, Александринки, театров Голландии, Германии, Ав­стрии. Независимая театральная группа Post, основанная учеником выдающегося Льва Додина Дмитрием Волкостреловым и объединившая его однокурсников, в этом году стала лауреатом главной российской премии «Золотая маска» за проект «Хорошо темперированные грамоты». В спектакле принимают участие зрители, которых приглашают к прочтению грамот XVII – XVIII веков. 

В фильме рассказывается и о неизвестных коллективах, таких, как проект «Квартира», где артистами наряду с профессионалами были люди, больные аутизмом.

Режиссер «Петербургских театров» Ирина Волкова отмечает – ее главной задачей был задушевный, неформальный разговор, какого не услышишь в телевизионных репортажах: «Мы рассказали о шест­надцати малых театрах. Эти коллективы доказывают: чтобы делать что-то важное, не всегда нужно много денег. У них огромный энтузиазм внутри. Многие из них делают театр не для заработка».

Где посмотреть

В ближайшее время фильм выйдет на крупнейшей онлайн-­платформе, одной из основных в стране. Положительные ответы есть и от больших онлайн-кинотеатров. Таким образом, фильм смогут посмотреть множество зрителей во всех уголках страны и мира.

Прямая речь

Алексей Герман-младший, художественный руководитель картины:

– Этот фильм прежде всего должны посмотреть люди, которые хотят приехать в Петербург. Чем шире выйдет фильм, чем больше людей его посмотрят, тем больше будет зрителей, знающих, какой театр им интересен в Петербурге.


Марина Козлова, фото: Наталья ЧАЙКА