- ОБЩЕСТВО

Книжные магазины вышли из карантина

Как отразился режим изоляции на книжном рынке? Насколько велики потери? Не упал ли интерес к бумажной книге? Об этом нашему корреспонденту рассказали представители крупнейших книжных магазинов города.

Согласно майскому прогнозу Российского книжного союза, потери отечественной книжной отрасли в 2020 году составят, по самым оптимистичным прогнозам, не менее 15 млрд рублей, притом что в целом объем продаж на книжном рынке в прошлом году составлял без учета закупок изданий бюджетными организациями чуть больше 60 млрд рублей.

Вернулись не все

Такое падение (25 – 50 процентов) – настоящая экономическая катастрофа, и ее последствия видны, в частности, и в Петербурге. Так, сеть магазинов «Республика» радикально изменила формат своей работы в нашем городе.

«У бренда пять магазинов в Северной столице, ни один из них не откроется после снятия ограничительных мер – они будут поэтапно открываться в другом формате на новых точках», – сообщили в пресс-службе «Республики».

Продолжают испытывать шок и в сети магазинов «Буквоед» – крупнейшей в Петербурге. Во всяком случае пресс-служба сети, поначалу выразившая готовность прокомментировать происходящее в сфере книжной торговли, впоследствии взяла паузу, из которой не вышла.

«Если рынки общепита, одежды и других товаров народного потребления восстановятся в ближайшей перспективе, то книжный рынок без серьезной помощи государства откатится примерно на пять лет назад и будет восстанавливаться два – два с половиной года», – полагает генеральный директор магазина «Подписные издания» Михаил Иванов.

До карантина сетевые магазины, среди которых «Буквоед», ОАО «Торговая фирма «Дом книги», «Буква», «Республика», сеть дисконтных магазинов «АзъБука», обеспечивали около 70% оборота книжной продукции в нашем городе.

Впрочем, многие любимые петербуржцами книжные магазины открылись в начале июня и начали работу с учетом произошедших драматических изменений.

«В принципе все идет так, как мы предполагали, – говорит Михаил Иванов. – Офлайн сейчас составляет примерно 60 процентов от выручки за аналогичный период прошлого года. Немного просел онлайн, так что продолжаем мощно работать над трафиком. Но в этой ситуации сильно пострадали издательства, им пришлось сократить издательские программы, а книжным магазинам без новинок жить очень непросто».

Покупатель остался

Пока не очень понятно, какие шаги предпримут государство и Российский книжный союз для поддержки отрасли. Ее представители очень рассчитывают, что в восстановлении книжной торговли помогут уже запланированные на середину и вторую половину года мероприятия.

«Очень надеемся на скорое возвращение в Петербург туристов, – отметила Майя Липинская. – Рассчитываем, что традиционные Книжные аллеи и выездные акции в садоводствах Петербурга и Ленинградской области в этом году состоятся. Во всяком случае, наша экономика серьезно зависит от этих мероприятий, для нас это довольно важно, и мы будем отстаивать необходимость их возобновления. Уверена, того же хотят и наши читатели».
«Прошло недостаточно времени для каких-то грандиозных выводов о настоящем и будущем отрасли. Пока же покупательские практики, как говорят эксперты отрасли, изменились не очень значительно, – говорит Елена Бойцова. – Читатели, которые привыкли покупать твердую копию книги, не «порвали» ресурсы, которые специализируются на электронных копиях, а осваивали покупки онлайн. По моему субъективному мнению, два месяца книжного «локдауна» – недостаточный срок для серьезного пересмотра подходов к покупке книг. Об этом и не только мы будем говорить на конференции, которую в этом году организовывает Петербургская фантастическая ассамблея, наш давний партнер, в конце августа в Петербурге».

Добавим, что уже в первую неделю после снятия ряда ограничительных мер выручка в некоторых книжных магазинах, несмотря на все санитарные ограничения по количеству покупателей, единовременно присутствующих в магазине, достигла «докарантинных» показателей.

Новинки и общение как залог успеха

«Карантин стал своеобразным волшебным пинком, который ускорил реализацию тех замыслов, до которых как-то все руки не доходили, – в частности, это развитие дистанционной торговли, оптимизация сайта, работа в соцсетях и так далее, – говорит заместитель директора «Книжной лавки писателей» Майя Липинская. – На предпочтениях нашей публики коронавирусная эпидемия не сказалась. Мы всегда были по преимуществу книжным магазином, книги – основа нашего ассортимента, что отражено уже в самом названии. Календари, открытки, сувениры всегда составляли не более десяти процентов от наших товаров, и в связи с карантином дистанционно их не стали брать больше. Конечно, карантин не мог не привнести изменения в работу, но мы по-прежнему видим одной из главных своих задач знакомство публики с произведениями петербургских авторов. И эта работа будет продолжена».

«После закрытия розничной торговли мы перешли в формат интернет-магазина с доставкой, – говорит директор магазина «Раскольников», торгующего по преимуществу старой книгой, Елена Бойцова, – и стали наращивать свое присутствие в Сети. Более плотная работа с покупателями через группы соцсетей и функционирование как пункт выдачи заказов (со всеми мерами предосторожности) позволили нам за эти два месяца заработать хотя бы на обязательные платежи по налогам. Я не готова говорить о том, что происходит у коллег, но у нас сейчас ситуация резко выровнялась, выручка выросла. Вероятно, здесь играет роль и то, что у нас цены на книги более чем демократичные, и то, что списки чтения на лето в школах никто не отменял. Ну и конечно, люди соскучились по общению».


Сергей КНЯЗЕВ, фото Натальи ЧАЙКИ