- Выставка, КУЛЬТУРА

Когда начинался Ренессанс

В Николаевском зале Зимнего дворца работает выставка «Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии».

Удивительно, что такая выставка к нам приехала, несмотря на все связанные с пандемией трудности. Это стало возможным благодаря соглашению о сотрудничестве между Государственным Эрмитажем и Национальной галереей Умбрии, которое было подписано в 2020 году. 

Экспозиция выстроена по хронологическому принципу (посетители путешествуют от XIII века к началу XV) и очень красива. Большой дворцовый зал, много воздуха, стенды, оформленные в виде готических арок, – достойный фон для шедевров живописи и скульп­туры Средневековья.

Впрочем, в Италии этот период называют Проторенессансом – временем перехода от Средневековья к Возрождению. И нынешняя выставка – именно об этом, о том, как постепенно, шаг за шагом новые веяния проникали в итальянское искусство.

Один из главных шедевров Национальной галереи Умбри­и и эрмитажной выставки – «Мадонн­а с младенцем» Дуччо ди Буонинсенья, замечательного мастера, оказавшего огромное влияние на своих современников. Всего на сегодня известны шесть подлинных работ Дуччо (остальные либо приписываются ему, либо считаются коллективными творениями его мастерской). И вот одна из шести гостит в Эрмитаже.

Мадонна Дуччо – уже не суровая Богоматерь, каких, следуя византийским канонам, писали прежде итальянские живописцы. Она выглядит очень трогательной, живой и словно задумалась. А младенец, пытаясь привлечь внимание матери, дергает ее за вуаль (нежно розовую, с вышитой каймой). Стоит сравнить этот образ с более ранними памятниками, представленными рядом, и становится очевидно: грядут перемены. 

Еще одна Мадонна, сияющая, нежная, – работа неизвестного мастера. Она сразу привлекает внимание ярким одеянием Марии (необычного светло-оранжевого, золотистого цвета). Дева кажется задумчивой, даже немножко растерянной и очень привлекательной – нежный румянец, тонкий разрез глаз. На младенца она почти не смотрит, а он, играя, касается ее подбородка. С одной стороны, это старая византийская иконография. С другой – очевидно, что художник знаком с достижениями современных живописцев и подражает Дуччо. 

Наконец, очаровательная «Мадонна с младенцем» Джентиле да Фабриано – еще один шедевр, созданный под влиянием новых веяний в целом и французского искусства в частности. На Марии – одеяние,
ниспадающее тяжелыми, прихотливыми складками, роскошная брошь. Она сидит на троне, спинка которого сплетена из трав, на лужайке, усыпанной цветами (это воплощение райского сада, очень изысканное и прихотливое). Внизу художник изобразил музицирующих ангелов, но фигуры их, к сожалению, плохо сохранились, видны только силуэты. Зато хорошо читаются ноты пасхального канта на ленте в их руках. Итальянские музыканты смогли расшифровать и исполнить эту музыку, и, возможно, запись ее прозвучит и в Петербурге.

Всего на выставке представлено около сорока произведений. В том числе три скульп­туры – Мадонна и Святой Лаврентий (один из покровителей Перуджи, столицы Умбрии), а также мраморная фигурка женщины, припавшей к источнику (работа Арнольфо ди Камбио, когда-то украшавшая городской фонтан). Она поражает своей живостью и свободой форм. Кураторы говорят, что скульптура нередко опережала живопись в своем развитии…

Современный зритель может не вникнуть в тонкости религиозных сюжетов, не проследить взаимные влияния разных школ и не вспомнить те или иные исторические события, с которыми связаны новые тенденции. Но вряд ли он устоит перед певучей красотой искусства Центральной Италии того времени, когда эпоха Ренессанса только начиналась.

Выставка продолжит работу до 22 августа.

Прямая речь

Ирина АРТЕМЬЕВА, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, директор центра «Эрмитаж – Италия» с российской стороны:

– Нам прислали совершенно потрясающие вещи. Думаю, никогда такого уровня экспозиции итальянской живописи XIII – XV веков в стенах Эрмитажа еще не было. Все эти произведения – из постоянной экспозиции Национальной галереи Умбрии. Поскольку сама галерея закрылась на ремонт, ее руководство решило предоставить нам уникальную возможность познакомиться с искусством Умбрии и окружающих ее областей.


Екатерина ЭММЕ, фото предоставлены пресс-службой Эрмитажа