- ВЛАСТЬ, Контрольно-счетная палата

Контрольно-счетная палата завершила проверку «Фонда – регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»

Контрольно-счетная палата подвела итоги выборочной проверки использования средств бюджета Санкт-Петербурга некоммерческой организацией «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Проверка прошла под руководством аудитора Юрия Шутова в октябре – декабре 2020 года. Специалисты проанализировали законность, эффективность и целевое использование средств городского бюджета, которые предоставлялись Фонду Жилищным комитетом в форме субсидий в 2018-2020 годах.

Напомним, с лета 2020 года Фонд возглавляет Петр Погребняк, который сменил на этом посту Дениса Шабурова. Организация обеспечивает проведение капитального ремонта в жилых многоквартирных домах: аккумулирует на специально открытых счетах взносы жителей, разрабатывает проектно-сметную документацию, организовывает конкурсные процедуры, выступает заказчиком работ. Финансирование деятельности Фонда по выполнению капитального ремонта осуществляется из двух источников: субсидий из бюджета Санкт-Петербурга и взносов горожан на капитальный ремонт. В 2018-2020 годах Фондом на проведение ремонтов было потрачено 13 миллиардов 544,4 миллиона рублей. Из этой суммы средства бюджета Санкт-Петербурга составили 9 миллиардов 847,4 миллионов рублей, а средства собственников помещений – 3 миллиарда 697 миллиона рублей. На момент проверки КСП за 2018-2020 годы в Санкт-Петербурге было отремонтировано немногим более 4100 домов. Помимо субсидии на проведение кап.ремонта Фонд ежегодно получает из бюджета города субсидию на осуществление уставной деятельности: выплату заработной платы, аренду помещений, транспортные услуги, приобретение хоз.товаров, техники и т.д. – в 2018-2020 годах на эти цели Фонд получил 2,342 миллиарда бюджетных рублей.

Контрольно-счетная палата отметила, что ежегодно на счетах Фонда остаются неизрасходованные средства: это взносы жителей Санкт-Петербурга на проведение кап.ремонта. Например, на 1 января 2021 года таких неизрасходованных средств оставалось более 5 миллиардов 197 миллионов рублей.

В рамках проверки Контрольно-счетная палата выявила значительные нарушения как со стороны Фонда, так и со стороны Жилищного комитета, в чьи обязанности входит формирование Региональной адресной программы и контроль за выполнением капитального ремонта жилищного фонда. В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ в Санкт-Петербурге разработана Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Она рассчитана на 25 лет, за которые планируется отремонтировать 22 165 домов – это все дома, построенные в городе с 1728 по 2014 годы. На основе этой программы ежегодно составляются Краткосрочные планы сроком на три года. В первоочередном порядке в план попадают дома, у которых выявлены аварийные элементы, а также физический износ конструкций и продолжительность их эксплуатации.

Жилищный комитет допустил в общей сложности 14 случаев нарушений на сумму 2 миллиарда 598 миллионов рублей, из которых большая часть – при планировании и исполнении бюджетов. Так, при планировании бюджетных ассигнований была завышена необходимая потребность средств в результате включения в Краткосрочный план кап.ремонта на 2018 и 2019 год двух домов в Невском районе, которые подлежали расселению в 2017 году, и одного дома в Петроградском районе, который фактически не является многоквартирным домом. КСП зафиксировала факты ненадлежащего планирования объемов субсидии, предоставляемой Фонду: в 2018-2019 годах не были запланированы средства на страховые взносы, оплату госпошлин, приобретение «антивирусной» программы для компьютеров, печать и доставку квитанций. Общая сумма дополнительной потребности составила 165,6 миллионов рублей. В конечном итоге она была обеспечена за счет перемещения средств, предусмотренных на капитальный ремонт, которые оказались неосвоенными из-за невыполнения работ.

Серьезные нарушения были допущены Жилищным комитетом при исполнении бюджетов. Комитет дважды – в конце 2018 и в конце 2019 годов – вносил изменения в Порядки предоставления субсидий Фонду и заключал дополнительные соглашения, согласно которым доля софинансирования определенных работ за счет средств бюджета Санкт-Петербурга увеличивалась с 60% до 88% и с 50% до 95%, соответственно. Работы на объектах (ремонт внутридомовых систем теплоснабжения, замена лифтов, ремонт лифтовых шахт) на момент заключения дополнительных соглашений уже были выполнены и оплачены в полном объеме. Отметим, что при увеличении доли софинансирования общий объем бюджетной субсидии не менялся. А разница в процентах компенсировалась за счет экономии, которая образовалась после расторжения договоров, исключения объектов из договоров, несвоевременного выполнения работ и других причин. Согласно действующему законодательству, эти средства должны были вернуться в бюджет города в связи с невыполнением работ. По подсчетам Контрольно-счетной палаты, за два года сумма нагрузки на бюджет Санкт-Петербурга составила 2 миллиарда 406 миллионов 561 тысячу рублей.

Также Контрольно-счетная палата отметила нарушения Жилищного комитета при выполнении государственных задач и функций. Комитет не принял меры по актуализации Региональной программы капитального ремонта и не исключил из нее 11 многоквартирных домов, которые подлежат расселению, сносу, являются общежитиями или уже демонтированы. Кроме того, не обеспечил контроль за соблюдением целевого расходования денежных средств Фондом.

По подсчетам Контрольно-счетной палаты, за 2018-2020 годы некоммерческой организацией «Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» допущено 113 нарушений на общую сумму 1 миллиард 398 миллионов 180 тысяч рублей. Существенная часть нарушений – на 1 миллиард 81 миллион рублей — установлена в ходе исполнения бюджетов.

Свыше 221 миллиона рублей из средств городской субсидии в ряде случаев были израсходованы необоснованно, например, 220,4 миллионов рублей потрачены на выплаты премий работникам Фонда за достижение ими высоких показателей эффективности работы, но при этом критерии для оценки эффективности труда работников у Фонда отсутствуют. Бюджетные ассигнования также ушли на оплату парковочного места на пл.Островского, а также на доплату к пособию по временной нетрудоспособности — такая возможность закреплена в Коллективном договоре, хотя оплачиваться она может за счет собственных средств, которые у Фонда отсутствуют.

Как установила проверка КСП, в 2018-2019 годах Фондом допущены неправомерные расходы в общей сумме 39 миллионов 164 тысячи рублей. Средства субсидии Санкт-Петербурга и самого Фонда были направлены на ремонт фасада, крыши и внутридомовых систем теплоснабжения двух домов в Невском районе, подлежащих расселению.

Нецелевыми расходами признаны 120 миллионов, которые Фонд получил в 2018-2019 годах от размещения денежных средств на счетах кредитных организаций. Согласно действующему законодательству, проценты от размещения средств в кредитных организациях должны пополнять фонд капитального ремонта. Вместо этого указанная сумма была потрачена на выплату премий сотрудников Фонда, на возврат части субсидий в бюджет, на списание безнадежных долгов, на оплату неустоек, на оплату услуг связи. В целом же, по подсчетам Контрольно-счетной палаты, с 2014 по 2019 годы общий объем дохода, полученных от размещения средств в кредитных организациях, составил более 490 миллионов рублей. Из них только 8,2 % были направлены на ремонт жилищного фонда, 35% — на цели, не предусмотренные жилищным кодексом. Остальные средства остаются на счете Фонда.

Контрольно-счетная палата Петербурга выявила ряд нарушений на сумму 77,6 миллионов рублей при осуществлении государственных закупок. При проверке контрактов в 55 случаях были завышены их начальные цены. В ряде случаев в смету включались 2% «на непредвиденные расходы», что в итоге привело к потерям средств бюджета в размере 6 миллионов 675 тысяч рублей. Кроме того, в нарушение норм Градостроительного кодекса РФ Фонд не проводил экспертизу достоверности сметной стоимости работ по капительному ремонту; в некоторых случаях цена определялась без учета рекомендаций Минэкономразвития. Также была завышена цена контрактов при определении стоимости услуг аренды шести автомобилей для генерального директора Фонда, его заместителей и советника. Цена контракта сформирована из расчета 7-дневной рабочей недели и продолжительностью 14-16 часов.

В 2019 году Фонд принял и оплатил работы, не соответствующие условиям контрактов, на общую сумму 4,4 миллиона рублей. Это работы по капитальному ремонту девяти многоквартирных домов в Невском и Красногвардейском районах. В ходе обследования выяснилось, что часть работ не выполнена: например, по условиям контракта исполнитель должен был укрепить все балконные ограждения в доме на пр. Энергетиков, д.46, к.1, лит. А. Однако фотофиксация, выполненная до начала работ, не подтверждает факт наличия дефектных элементов на всей площади фасада. Тем не менее, дорогостоящие работы были оплачены полностью. Также были оплачены, но не выполнены работы по укреплению ступенек крыльца и по замене дверного проема входа в подвал дома на Рабфаковской ул., д. 3, к. 1, лит. С.

Контрольно-счетная палата установила, что Фонд ненадлежащим образом исполняет функцию технического заказчика услуг в части подготовки документов для проведения электронных аукционов. По этой причине в 2019 и в 2020 годах было расторгнуто три контракта на выполнение работ по капитальному ремонту домов на ул. Ленина, д.37, лит. А, пр. Непокоренных, д.74, лит. А, ул. Маршала Блюхера, д.12, лит. С. Договоры расторгнуты из-за необходимости выполнения дополнительных работ на объектах и увеличения стоимости строительно-монтажных работ.

Также Фонд-оператор капитального ремонта допустил ряд неэффективных трат городской субсидии в размере более 239 миллионов рублей. Например, договор аренды офисов был заключен по завышенной ставке и без проведения конкурсных процедур (объем завышения составил более 42 миллионов рублей); 9,6 миллионов потратил Фонд на оплаты труда внештатных сотрудников-юристов; 29,5 миллионов были потрачены на оплату госпошлин за рассмотрение заявлений о вынесении судебных приказов на взыскание с собственников задолженности (при этом объем возмещенных средств по решениям судов составил 3,4 миллиона).

Контрольно-счетной палатой установлены многочисленные нарушения при составлении отчетности об использовании бюджетной субсидии, а также при расчете показателя результативности ее использования. Также недостатки выявлены при реализации Жилищным комитетом регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Из-за расхождения с показателями федерального проекта «Жилье и городская среда» до сих пор не подписано соглашение с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о реализации проекта в Санкт-Петербурге.

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга отметила низкий уровень организации работ по проведению капитального ремонта. Несмотря на значительный объем финансирования реализация Региональной программы не дает реального результата, поскольку не обеспечивает качественный и своевременный комплексный ремонт. Выполняемые работы не обеспечивают применение ресурсосберегающих технологий, в том числе оснащение приборами учета коммунальных услуг, не меняют уровень комфорта жизни населения, не улучшают техническое состояние дома в целом и не продлевают срок эксплуатации зданий.

Отчет о результатах проверки КСП направлен Председателю Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеславу Макарову, Губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову, прокурору Санкт-Петербурга Сергею Литвиненко, начальнику ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Роману Плугину и главному федеральному инспектору по Санкт-Петербургу Афанасию Киселеву.