- ОБЩЕСТВО

Коворкинги планируют будущее

Коворкингов в Петербурге насчитывается более сотни, хотя еще пару лет назад их можно было по пальцам пересчитать. Новые пространства для работы не только фрилансеров, но и небольших компаний пострадали от кризиса, но с большим оптимизмом смотрят в будущее – тренд на удаленную работу открывает новые перспективы.

– Пережили прошлогодний кризис с огромным трудом, – вспоминает директор коворкинга «Контекст» Антон Тофилюк. – Мы полностью не закрывались, но в какой-то момент работали лишь отдельные кабинеты и видеостудия. У наших клиентов полностью прекратились мероприятия, а значит у нас исчезли доходы от конференц-зала и переговорных комнат.

Некоторые коворкинги во время самоизоляции проводили онлайн-встречи с резидентами. Все это помогло укрепить творческие и социальные связи между клиентами в непростой период. Это не приносило дополнительных денег, зато позволило сохранить клиентоориентированность. Таким образом коворкинги все же создавали некий задел на будущее.

Цены удержали

После возобновления своей работы коворкинги предприняли все необходимые санитарные меры. Данные процедуры проводятся в них и сейчас.

– Мы каждый день делаем все для предотвращения распространения коронавируса: во всех помещениях размещены санитайзеры, каждый час проводится дезинфекция, в общих пространствах резиденты и сотрудники обязательно должны носить маски, каждое утро – проверка температуры, – рассказывает PR-директор коворкинга «Ясная поляна» Марина Архипова. – Цены мы не повышали и не понижали.  На работу большинства наших резидентов пандемия не повлияла. Затраты на коворкинг для них – своего рода инвестиции, поскольку, например, сотрудничая с нами, они работают продуктивнее и могут взять больше проектов, зарабатывая больше.

– Наши цены не изменились, – вторит Антон Тофилюк. – С одной стороны, нам хочется компенсировать убытки, но некоторые наши клиенты тоже почувствовали на себе кризис. Поэтому тарифы остались прежними. У нас достаточно разная аудитория: резиденты коворкинга, арендаторы переговорных, организаторы и посетители мероприятий. Если усреднить, то клиентов стало меньше на 30 – 40 процентов. Хотя некоторые появились, можно сказать, благодаря пандемии. Не все выдержали работу дома на протяжении нескольких месяцев и стали искать себе коворкинг.

Нацелены на развитие

– Мы – молодое объединение, – рассказывает управляющая коворкингом «Пушкин» Надежда Саврыгина. – Открылись в июне 2020 года. В первый месяц выручка была прак­тически нулевая. Сентябрь и октябрь стали наиболее продуктивными. Но спальные районы, где мы открылись, пока не пользуются пространствами для работы, как центр города. Загруженность нашего коворкинга в условиях ограничений по коронавирусу составляет 15 процентов от возможного. Конечно, тот год был не лучшим с точки зрения открытия бизнеса. Однако в этом году мы планируем компенсировать потери прошлых месяцев.

– Коворкингов стало больше, они начали открываться в жилых комплексах, в спальных районах, – констатирует Марина Архипова. – Как только офисы компаний начали закрываться, предприниматели решили инвестировать в коворкинги. И это вполне закономерно – большой процент людей просто не может работать из дома. Не говоря уже об эффективности труда. Это связано с большим количеством отвлекающих факторов: домашние заботы, искушение диваном и сериалами, общение с членами семьи и маленькими детьми. Думаю, нам стоит ждать прихода в Петербург крупных московских игроков, а также распространения небольших коворкингов в жилых кварталах.

– В целом коворкинги все более актуальны, – резюмирует Антон Тофилюк. – Чем сложнее прогнозировать будущее, тем больше предприниматели склонны выбирать недвижимость с гибкими условиями аренды. В то же время рынок офисной недвижимости в целом переживает нелегкие времена, так как многие компании обанкротились или сильно урезали штат. Некоторые компании, перешедшие «на удаленку» в активной фазе пандемии, так и остались в этом формате или же вернули в офисы ограниченное количество людей. Бизнес сейчас переосмысляет роль офисных пространств, а также исследует эффективность удаленной работы своих сотрудников.

Зачем нужны коворкинги

Многие полагают, что в коворкингах работают только фрилансеры, которым необходимо рабочее место вне дома. Однако тренд очевиден: молодые компании все чаще отдают предпочтение коворкингам, чтобы не заезжать в офисные центры.

– Все зависит от того, какую ты выстраиваешь коммуникацию со своими работниками, – рассказывает руководитель молодой компании в области маркетинга Иван Резин. – Если не ставишь во главу угла схему «начальник – подчиненный», то коворкинги подойдут идеально. Здесь отличная атмосфера для мозгового штурма, всегда царит спокойная и дружелюбная обстановка. Для молодых ребят это особенно важно, ведь они могут общаться с другими такими же стартаперами, обмениваться опытом. Плюс ко всему – в ряде случаев это экономически выгодно: не надо платить аренду за несколько месяцев вперед, не нужно делать ремонт в помещениях. Здесь за тебя уже подумали обо всем.


Никита ЩЕРБАКОВ, фото: «Ясная поляна»