- Выставка, КУЛЬТУРА, Музей

Луч итальянского солнца

В Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства (ул. Зодчего Росси, 2, литера А) открылась выставка «Федерико Феллини: 100». Передвижную выставку создали итальянские кураторы, лично знавшие гения итальянского кино XX века.

Итальянский неореализм, расцветший после Второй мировой войны, оказал огромное влияние на советское искусство. Федерико Феллини (1920 – 1993), который в начале своей долгой кинокарьеры оказался связан с неореализмом, был феноменально любим в СССР. И не только в советское время: он и сейчас кажется современнее, чем многие живущие ныне режиссеры. До сих пор, когда слышишь «Феллини», «Мазина», «Ночи Кабирии» или «Амаркорд», ты невольно теплеешь, на лице появляется улыбка.

– Кураторское решение этой выставки принадлежит итальянской стороне, – рассказала «Вечернему Санкт-Петербургу» директор музея Наталья Метелица. – Мы же только приняли эти экспонаты. Выставляем рисунки и фотографии в тех паспарту, рамочках, в которых они приехали из Италии. Эксклюзивный акцент нашей выставки – в дизайнерском решении: как наш художник расставил и развесил экспонаты, как оформил пространство. Оформлен зал аскетично: черная и светлая стены – чтобы все внимание зрителей сосредоточилось на рисунках Феллини.

Конечно, здесь не только его графика. Здесь плакаты фильмов, кадры и фотографии из жизни режиссера. Посередине зала стоят на возвышении три костюма к фильму «Казанова Феллини», один из них носил Дональд Сазерленд, исполнитель главной роли. Привезли немного бутафории из этого же фильма, сделанной по эскизам изумительного художника кино Данило Донати. Но главное, ради чего и стоит идти на эту выставку, – это рисунки Феллини. Очень выразительные, притягивающие взгляд, парадоксальные.

Рисование значило для Феллини очень много, что сближает его с нашим великим соотечественником Сергеем Эйзенштейном. Феллини начинал как рисовальщик. Когда молодым человеком он приехал в Рим, то умение рисовать карикатуры помогло продержаться до лучших времен. «Поначалу свои рисунки я демонстрировал в ресторанах; поскольку моя ужасная худоба пробуждала, по-видимому, в людях чувство сострадания, каждый позволявший себя нарисовать обычно предлагал мне перекусить с ним за компанию», – вспоминал маэстро. Одно время он рисовал и рекламные плакаты для витрин магазинов. Но, даже став известным на весь мир кинорежиссером, рисование Феллини не оставлял. Более того, оно стало, по собственному признанию, его натурой. И напрямую было связано с его фильмами: интуитивное вождение ручкой или карандашом по бумаге зачастую визуализировало образы будущей кинокартины.

Выставка поделена на маленькие разделы, и один из них связан с супругой режиссера актрисой Джульеттой Мазиной – не менее великой, чем ее муж. Феллини зарисовывал ее героинь: тут и Джельсомина из «Дороги», и Кабирия, и Джинджер из позднего фильма режиссера «Джинджер и Фред». Яркие, жизнерадостные рисунки, будто кадры из мультфильма. Маэстро так объяснял, почему он рисует своих персонажей: «Это своеобразный способ подступиться к фильму, заглянуть ему в лицо, чтобы узнать, что он собой представляет».

Выставка работает до 25 ноября.


Геннадий Бурмусов, фото: Наталья ЧАЙКА