- ОБЩЕСТВО

Мода на лекции приносит доход

В Петербурге каждый год появляется все больше лекториев. Сегодня в городе их насчитывается примерно пятнадцать. Некоторые прекращают деятельность, едва открывшись.

Другие же, наоборот, успешно существуют, расширяя аудиторию. В чем секрет их успеха? В поисках ответов на этот вопрос корреспондент «Вечернего Санкт-Петербурга» обратился к основателям двух лекториев – Евгении Сероусовой (культурное пространство «Maison 25») и Полине Бондаревой (школа «Masters»).

Идея проекта

– Идея открыть лекторий пришла ко мне во время работы в Русском музее, – рассказывает Евгения Сероусова. – К тому моменту у меня появился большой круг почитателей: я давала научные консультации на текущих выставках современного искусства, водила друзей и родственников – ведь у меня классическое искусствоведческое образование. Многие стали советовать, чем бы я еще могла заняться помимо работы куратором. Первая мысль, которая родилась, – это лекторий.

– Так сложилось, что мое знакомство с историей искусств началось еще в институте, я много ходила по выставкам современных художников, посещала международные выставки, увлекалась дизайном, – вспоминает Полина Бондарева. – Потом я решила получить классическое образование и поступила в Академию художеств на заочное отделение, там и познакомилась с большинством наших преподавателей. Так возник наш проект, который изначально был нацелен на то, чтобы слушатели получали образование от ведущих преподавателей СПбГУ, Академии художеств, сотрудников Эрмитажа и Русского музея в удобном формате.

К чему готовиться

Какие же трудности пришлось преодолевать в новом деле?

– Первая – это большая проблема с лекторами, – признается Евгения. – Молодым не хватает проработанности в темах, а «старой гвардии» – энтузиазма. Сложно найти людей, в которых сочетались бы запал, чистая речь, харизма и профессионализм. Например, есть люди эрудированные, но они не умеют общаться с аудиторией – это распространенная проблема. Как правило, лекторы ищутся методом «клича» в сетях. У меня было, конечно, все проще: работая в музее, обрастаешь контактами в разных областях – это научные сотрудники, преподаватели вузов, аспиранты, которые рады поддержать своих лучших учеников. Вторая трудность – поиск тем, которые могут потенциально заинтересовать аудиторию. На мой взгляд, персидский поп-арт или японское современное искусство – это сложные и интересные темы, но не рабочие, так как собирают узкую аудиторию. Балансировать между «попсовыми» и специфическими темами всегда непросто.

Между тем, как выяснилось, выбрать хороших лекторов и интересную тему недостаточно. Необходимо наладить процессы, организовать команду.

– Чтобы реализовать данные намеченные цели, первое, что нужно сделать, – найти команду единомышленников, которые также увлечены делом, – делится Полина. – Необходимо следить за статистикой, быстро реагировать на показатели. Вы должны уметь быстро переформатировать или поменять программу обучения, а также развиваться и предлагать новые возможности на рынке, которые не предлагают другие. Сейчас пришло время коллабораций, нужно искать сильных партнеров и придумывать интересный продукт.

На чем зарабатывают

Успех лектория как бизнеса, конечно, определяется доходностью. Что приносит прибыль?

– Безусловно, в нашей модели годовые курсы приносят самый большой доход, затем – краткосрочные циклы и поездки, корпоративные программы, – рассказывает руководитель школы «Masters». – А вот наш книжный магазин больше является имиджевым проектом, но и он считается прекрасным инструментом для привлечения новых слушателей. Абонементы же, скорее, выгодны слушателям, чем лекториям, так как обычно продаются со скидкой. Например, у нас есть абонементы на десять лекций, по которым вы можете посещать любые лекции из разных курсов и одно посещение получаете в подарок.

– Главное – постоянно думать над форматом, – добавляет основатель «Maison 25». – Попробовать подобрать соответствующее пространство. К примеру, у нас много дворцов, культурных точек, где можно делать арт-мероприятия. У меня есть в собственности помещение недалеко от Исаакиевского собора. Например, я хочу поднять средний чек за счет своего магазина на базе лектория. Мне важно сделать это место модным – проводить здесь встречи, арт-завтраки. Условно говоря, сделать его не только образовательным центром, но и «тусовочным», куда можно прийти и окунуться в атмосферу искусства и моды.


Никита ЩЕРБАКОВ