- КУЛЬТУРА, Музей

Музей открыл парадные залы

Прекрасный подарок к Дню города сделал Государственный Русский музей. В Михайловском замке после реставрации открылись для широкой публики четыре парадных зала, которые до недавнего времени занимала Центральная военно-морская библиотека.

«Вечерний Санкт-Петербург» рассказывал об истории реставрации этих залов замка, построенного по воле и замыслу императора Павла I архитекторами Василием Баженовым и Винченцо Бренной. Теперь мы вошли туда вместе с его первыми посетителями.

Знакомство с новыми залами начинается с покоев камер-фрейлины Анны Протасовой, где создана «Галерея Романовых». Это 47 портретов из собрания музея – начиная от изображения царя Алексея Михайловича, созданного неизвестным художником не позднее 1670 года и больше похожего на икону, до светского двойного портрета великих княжон Марии и Ольги кисти Тимофея Неффа (1838). Увлекательное занятие сравнивать изображения и биографии. Например, Иоанн V Алексеевич, старший брат будущего императора Петра I, считался слабоумным. Художник Михаи­л Чоглоков изобразил Иоанна интеллектуалом. Единственное исключение в галерее Романовых сделано для Протасовой. Она была ближайшей подругой Екатерины II. Художник Дмитрий Левицкий изобразил ее мудро­й дамой.

Две небольшие так называемые угловые комнаты посвящены истории строительства и реставрации Михайловского замка. Это не энциклопедия, а изящное приглашение – при помощи артефактов заинтересоваться замком, потом самостоятельно познакомиться с литературой. Благо ее много и она доступна. Из артефактов назовем альбом рисунков и планов Михайловского замка, созданный в 1801 году, то есть сразу после завершения строительства. Фрагмент стропильной балки пола, которому 220 лет. Латунные буквы «Воскресе» – часть надписи над Воскресенскими воротами замка. Самый трогательный предмет – лапти из древесного лыка с оборами. Лапти нашли в 2005 году в перекрытиях во время предыдущих этапов реставрации здания.

После знакомства с мелкими предметами посетители попадают в Большой Тронный зал. В начале XIX века в этом зале разместилась библиотека Инженерного училища. Для хранения книг построили большие шкафы из волнистой березы. Их не стали разбирать, они гармонично сочетаются с отделкой зеленым шелковым бархатом.

В зале находится портрет Павла I художника Cтепана Щукина и консоль (столик) с бронзовыми украшениями, созданная в конце XVIII века знаменитым французским мастером Пьером Филиппом Томиром. Консоль – родная, при Павле I она находилась в замке. Место трона занимает кресло павловского времени. Подлинный трон императора – в Оружейной палате. Сотрудники Русского музея мечтают найти средства, чтобы заказать копию.

Двухсветный Воскресенский зал – главный в замке – не стали перегружать предметами. Здесь важна игра естественного света на стенах из искусственного мрамора. Появилась возможность показать подлинные мраморные скульптуры из Летнего сада, которые более десяти лет назад поселились в Михай­лов­ском замке. Для показа в Воскресенском зале выбраны скульптуры XVIII века, которые ближе к павловскому времени. Из угла на нас пристально смотрит «Старик» (он же – «Ирония»), известный по многочисленным современным фотографиям. На пол положили большой ковер, который при Павле находился в Гатчинском дворце.

В финале – Галерея арабесок, где пока нет росписей, поскольку объем зала не стали воссоздавать на начало XIX века. Возможно, к этой теме реставраторы еще вернутся. Сейчас в светлом зале галереи можно посмотреть на мраморные аллегорические скульптуры «Истина» и «Честность» из Летнего сада.

Почивать на лаврах музей­щикам некогда. Впереди реставрация Мальтийского тронного зала Павла I, его апартаментов, театра и комнат великого князя Александра Павловича.

Прямая речь

Владимир ГУСЕВ, генеральный директор Русского музея:

– Пандемия не помешала нам выполнить поручение президента России и за два года спроектировать и достойно выполнить реставрацию четырех парадных залов Михайловского замка. Это восстановление исторической справедливости и по отношению к Павлу I, и по отношению к Михайловскому замку.


Василий ПОСТНИКОВ, фото: Наталья ЧАЙКА