- ГОРОД

На реконструкцию Консеватории отмерено три года

Реконструкция здания Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова на Театральной площади, начавшаяся в 2015 году, не только затянулась на пять лет, но и в ближайшее время не закончится. Дело дошло до того, что на проблему обратил внимание президент Российской Федерации Владимир Путин. После этого на объекте появился новый подрядчик. 

Когда же будет закончена реконструкция Консерватории и в чем ее главные трудности? Сегодня мы говорим об этом с ее ректором Алексеем Николаевичем ВАСИЛЬЕВЫМ.

От Ростроповича до Маккартни

– Здание Консерватории – ценный исторический памятник Санкт-Петербурга. Расскажите о нем нашим читателям…

– Консерватория – наш общий дом, выдающийся памятник архитектуры, охраняемый государством, представляющий ценность не только для музыкантов, но и для всего мирового культурного сообщества. Здание возведено в 1896 году, и с тех пор Консерватория никогда и никуда оттуда не выезжала вплоть до 2015 года. Что касается образовательного процесса, конечно, нам очень не хватает прежде всего двух наших концертных залов. 

Это Малый зал имени Глазунова, в котором установлен уникальный орган фирмы Eule и где проходили все главные события: конференции, выборы ректоров, государственные экзамены, учебные и прочие концерты, вручение дипломов выпускникам, – это если говорить об официальной части нашей работы. Важно, что здесь выступали выдающиеся и даже великие музыканты: от Ростроповича до сэра Пола Маккартни. Так получилось, что в 2003 году Маккартни выразил желание побывать здесь и был принят с большой радостью. Есть много фотографий, где он стоит на сцене Малого зала, а за его спиной – трубы органа. Ему было интересно, посетив наш город, побывать именно в Консерватории. Это лишний раз подчеркивает всемирную значимость нашего вуза и его исторического здания для всего мирового культурного сообщества, а не только для академических музыкантов. 

А есть еще и Большой зал имени Рубинштейна, который выполняет назначение театра, хотя исторически строился как концертный зал. В послевоенное время была проведена его масштабная реконструкция, в результате чего он приобрел два балкона, а количество мест в нем было доведено до 1700. В ходе нынешней реконструкции поставлена задача вернуть Большому залу изначальный исторический вид, из-за чего количество мест уменьшится до тысячи. Но для наших нужд это более чем достаточно. Залу будет возвращен аутентичный облик 1896 года, а функционально он останется театром, потому что наши преподаватели просто не мыслят себе учебный процесс в Консерватории без собственного театра. 

Пока что мы вынуждены пользоваться другими городскими площадками для наших постановок, в частности сценой Мюзик-холла, любезно предоставляемой нам его директором Юлией Стрижак, которой мы за это очень благодарны.

Подрядчик должен быть один

– Каков в целом план нынешней реконструкции? Что уже сделано и что еще предстоит сделать? 

– На первом этапе, в 2015 – 2016 годах, работы шли достаточно бодрым темпом: успели произвести демонтаж, разобрали все перекрытия и временные перегородки и приступили к работам по укреплению фундамента с заливкой бетона. Но насколько мне известно, это не было тогда доведено до конца. Надеюсь, хотя бы ничего не придется переделывать. Что касается всего остального, процесс приостановился из-за того, что после демонтажа выявилась необходимость работ, которые по изначально имеющемуся проекту делать не предполагалось. Например, балки подлежат замене в большем числе, чем думали сначала. И таких противоречий, которые привели к остановке работ, достаточно много. Первоначальный проект, по которому эти работы начинались, утратил свою актуальность.

– У вас сменился подрядчик?

– Я сразу категорически протестую против формулировки «у нас», потому что Консерватория не является заказчиком этих работ. Мы во всей этой конструкции только пользователи. Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры Российской Федерации является заказчиком работ. С 1 октября 2020 года она перешла в структуру Министерства строительства РФ, но суть осталась та же: это госзаказчик строительных работ на большом государственном объекте. То есть все финансирование приходит на дирекцию, а она уже выбирает подрядчиков. Полагаю, весь город знает, что подрядчиков сменилось несколько и к каждому из них есть свои вопросы и претензии разной степени сложности. Но мы, к сожалению, здесь некомпетентны рассуждать о том, что было сделано правильно, а что нет. Для этого есть соответствующие организации и специалисты, которые, я думаю, в этом разберутся. Меня лично радует, что Владимир Владимирович Путин обратил внимание на нашу альма-матер, и сейчас мы в центре внимания всех организаций, имеющих прямое или косвенное отношение к проведению строительных работ.

– Каковы реальные сроки окончания ремонта?

– Сейчас вопрос поставлен очень жестко: работы должны быть завершены к декабрю 2023 года. Так, чтобы уже в марте 2024-го можно было дать первые концерты, а в сентябре начать очередной учебный год. Это жесткий план, потому что раньше говорили, будто завершение работ возможно к 2025 году и никак не раньше. Теперь же принято решение о заключении договора с единым подрядчиком, который должен отвечать за все уровни работ.

Приходится выкручиваться

– Как сейчас в Консерватории проходит учебный процесс? Правда ли, что сейчас есть уже такие выпускники вуза, которые видели историческое здание Консерватории только снаружи?

– К сожалению, это так. Простая арифметика: сейчас вуз окончили те, кто поступил в 2015-м, когда историческое здание уже стояло в лесах, а сдавали экзамены они заочно из-за карантина. Это такой своего рода исторический выпуск. К величайшему сожалению, у нас будет как минимум еще три таких выпуска. В здании, в котором мы находимся сейчас (ул. Глинки, 2. – Ред.), хватает далеко не всего. Спортивные залы нам предоставляют другие образовательные организации. Классы, в которых мы сейчас проводим занятия, вполне благоустроены и хорошо оборудованы, беда только в том, что их не слишком много. Приходится мудрить с расписанием, чтобы всем хватило времени и аудиторий. Плюс нет больших помещений: проблема, где посадить симфонический оркестр хотя бы на репетицию. В самое большое из имеющихся у нас помещений на втором этаже с трудом вмещается оркестр из сорока человек. В то время, как мы знаем, нормальный состав симфонического оркестра начинается от восьмидесяти музыкантов. В остальном у нас организован полноценный образовательный процесс, но с огромным количеством разнообразных неудобств и проблем, на решение которых приходится тратить очень много времени.


Вячеслав КОЧНОВ, фото: Пресс-служба Консерватории