- ОБЩЕСТВО

На защите закон и социальные работники

8 июня профессиональный праздник отметили социальные работники. Это люди, чья профессия – поддерживать, помогать самым незащищенным. А социальная помощь на дому, как выяснили наши корреспонденты, требует и вовсе незаурядных человеческих качеств.

Служба социальной помощи на дому была создана в конце 80-х годов еще в рамках советской системы социального обеспечения, которую называли сокращенно собес. Многие пожилые люди и сейчас по привычке говорят: «обратиться в собес» или «ко мне приходили из собеса».

Из истории

Новый вид помощи развивался очень интенсивно. «В 1987 году было открыто первое отделение. А когда я пришла сюда работать в 1990-м, подобных отделений было уже семь. Ну а затем помощь на дому выделили в отдельную структуру», – провела экскурс в историю заместитель директора Комплексного центра социального обслуживания населения (КЦСОН) Приморского района Санкт-Петербурга Татьяна Литвиновская.

Самостоятельными организациями – центрами социального обслуживания на дому – отделения социальной помощи стали в 1995 году. В обязанности социальных работников входит более шестидесяти услуг, основные – доставка продуктов, лекарств, уборка, приготовление пищи, вызов врача на дом, сопровождение в поликлинику и другие. Социальный работник поможет в оформлении документов в МФЦ, оплатит коммунальные услуги. Но и это еще не все.

Как за каменной стеной

Пожилой, а тем более одинокий человек – легкая добыча для мошенников всех мастей. Защитить подопечного от жуликов – тоже задача социального работника. Случаев «чудесного спасения» наберется на целую книгу.

«Им оставалось одно – генеральную доверенность оформить. Они уже отобрали у бабушки паспорт и врезали новый замок в дверь ее квартиры. Бабуля лежала в больнице. К врачам приходили, в открытую просили отдать бабулю им. Одна подпись – и все», – рассказывает Татьяна Литвиновская.

Тревогу забили именно соцработники, а врачи больницы отнеслись с пониманием – не стали торопиться с выпиской пациентки. «Когда пожилую женщину выписали и привезли домой, мошенников, поджидавших уже в ее квартире, удалось задержать на месте», – делится Татьяна Литвиновская.

Несмотря на такие детективные сюжеты и другие сложности в работе, текучки кадров в службе почти нет. Более того, на работу с удовольствием приходят молодые сотрудники.

Династия

Екатерина Крайнева учится в педагогическом колледже, а параллельно работает в КЦСОН. Она не скрывает, что эту работу ей посоветовала мама, которая сама заведует одним из отделений КСЦОН Приморского района.

«Нужно рассчитать время, рассчитать маршрут. Поначалу, пока четко этого всего не сделала, было трудно, очень уставала. А сейчас все успеваю. И поговорить с подопечными, и обсудить последние новости. Бабушки интересуются всем: и как учеба у меня идет, и какую музыку мы, молодые, слушаем, и что думаем о последних событиях в мире», – поделилась Екатерина.

По словам руководства, это не единственная профессиональная династия в центре, есть еще и «семейные бригады».

«К мужчинам наши подопечные относятся настороженно, а в работе часто требуется и мужская сила. Не все женщины водят автомобиль, а когда адреса разбросаны, на машине работать, конечно, удобнее. Поэтому есть семейные пары, которые работают вместе», – рассказала Татьяна Литвиновская.

Найти подход

Сами соцработники находят огромные плюсы в своей работе.

«Ты сам формируешь свой график, можно очень удобный составить, именно под себя. И адреса, хоть и разбросаны, но все-таки в пределах одного района», – поясняет заведующая отделением Елена Осипова.

Она отмечает, что для такой работы, конечно, требуются особенные качества: доброта, отзывчивость и попросту доброе сердце. Когда этого нет – работник не задержится. А ведь есть придирчивые, капризные, вечно недовольные подопечные. «Но мы находим подход ко всем», – отмечает Елена.

Татьяна Литвиновская соглашается, что такой подход единственно правильный: «Никогда не конфликтуем, если возникает проблема – ищем подход. Каждый человек имеет свои особенности, привычки, свой «багаж». В силу возраста пожилые граж­дане иногда излишне эмоциональны и не всегда принимают правильные решения, но их защищает закон и наша служба».


Ирина ПОЛЯКОВА, фото: Наталья ЧАЙКА