- ГОРОД

Новые музеи расскажут о Дороге жизни

Если раньше сохранение исторической памяти ложилось в первую очередь на плечи государства, то сейчас этой темой все активнее занимаются люди увлеченные: волонтеры, поисковики, представители общественных организаций, частные предприниматели.

В Петербурге и Ленинградской области постоянно появляются и крупные, и небольшие частные музеи, посвященные истории войны и блокады. А в 2020 году, объявленном Годом памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, к открытию готовятся сразу несколько проектов.

Один из таких проектов расположился на южном берегу Ладожского озера – в том самом месте, где начиналась Дорога жизни на Большой земле. Именно сюда, в Кобоно-Кареджский порт, подвозились продовольствие, топливо, вооружение и боеприпасы, после чего они начинали свой путь через Ладожское озеро, приходя на мыс Осиновец. В сезон навигации транспортировка велась на судах, баржах, зимой – по льду.

На берегу, практически там же, где когда-то находились причалы порта, расположился военно-исторический центр «Дорога жизни: Кобоно-Кареджский порт» – частный музей под открытым небом, в котором собраны экспонаты, рассказывающие о технике, трудившейся на Ладоге.

Чтобы до него добраться, мы поворачиваем с Мурманского шоссе у населенного пункта Дусьево и оказываемся на извилистой двухполоске. Сложно даже вообразить, что мы едем практически тем же путем, что и машины в 1941-м.

Сейчас здесь мы видим помещенный на постамент восстановленный ГАЗ-АА – памятник водителям, артиллерийский комплекс из двух зениток калибром 37 и 85 мм, «фасад» паровоза – символический памятник железнодорожникам. Немало здесь автомашин и мотоциклов, которые бережно хранятся в ангаре: их покажут всем желающим, договорившимся о визите заранее. Ознакомят посетителей и с мастерскими, расскажут о восстановлении военной техники, поднятой со дна озера.

Началось с того, что группа бывших морских офицеров, профессиональных аквалангистов, приезжала в эти места погружаться. Так на дне озера был обнаружен и поднят первый в коллекции автомобиль ГАЗ-АА – полуторка.

– Этот берег уникален. Здесь произошло столько, что ни один учебник не сможет этого передать, – размышляет директор музея Сергей Марков. – И я уверен: если и делать музей, который достоверно расскажет о том, что такое Дорога жизни, то непосредственно на этом месте.

Сейчас энтузиасты работают над восстановлением уникальной находки – трехосного 4-тонного грузовика повышенной проходимости ЗИС-6. По словам Маркова, машина редкая и даже в воспоминаниях ветеранов она упоминается не часто.

Также в планах музейщиков построить выставочный павильон площадью тысяча квадратных метров, который мог бы вместить постоянно увеличивающуюся коллекцию техники. По словам директора музея, он может появиться уже в этом году.

– У музея будут высокие панорамные окна, закрывающиеся проекционным экраном. На нем мы покажем, какой была береговая линия тогда: что это был за порт с восемью пирсами длиной по полкилометра, как сюда приходили поезда, как машины съезжали на лед. А потом мы подымем экран и увидим, что есть сейчас, – делится планами Сергей Марков. – Сейчас мы стараемся сделать наш музей более привлекательным для туристов, увеличить количество показов.

Также недалеко от порта, в деревне Дусьево, частный инвестор планирует начать создание музейного комплекса, посвященного госпитальной службе.

– Там было обнаружено место, где во время войны располагался большой полевой госпиталь, обслуживавший Волховский фронт, – рассказывает Марков. – Были произведены раскопки, выявившие места, где были больничные землянки. На местности до сих пор читаются капониры, огневые точки. В течение этого года планируется «оживить» это место и создать экспозицию, рассказывающую о подвиге военных врачей.

Между тем

В деревне Коккорево воссоздан народный музей «Дорога жизни». Здесь, в здании начальной школы, в годы блокады располагался штаб ледовой трассы на западном берегу Ладожского озера. Музей был открыт в школе после войны, экспонаты приносили сами фронтовики. Однако позже здание перешло в другие руки, и со временем выставка практически перестала функционировать.

– Музей нужно возрождать, мы боремся за то, чтобы восстановить его статус как филиал Музея обороны и блокады Ленинграда, утвердить его значимость. Пока вся экспозиция находится в одной комнате, наша первая задача – отвести под музей полностью все здание, создать в каждом помещении залы, посвященные отдельным темам, и дальше развивать экспозицию, – поделился планами председатель Объединенного совета ветеранов «Дороги жизни» и их потомков Сергей Панин. – В работе нам помогает областной комитет по культуре. Сейчас идет разбирательство о принадлежности здания и территории.

Большое участие в воссоздании принимают сами жители деревни. Как подчеркнул участник инициативной группы по возрождению народного музея Антон Ермолаев, это место может стать точкой притяжения как для местных обитателей, так и для туристов. «Это не было решением, принятым «сверху». Ветераны, сохраняя память о своей работе на Дороге жизни, по крупицам собирали документы и экспонаты. И сегодня больше всего этот музей нужен нам самим», – уверен молодой человек.


Алексей БЛАХНОВ, Софья ИВАНЕНКО, фото Максима КОСТИНА