- Выставка, КУЛЬТУРА

О прозе и поэзии драгоценностей

В Пикетном зале Зимнего дворца открылась выставка «Cartier: Продолжая историю». Шедевры из собрания Эрмитажа представлены на ней вместе с предметами из исторической коллекции Дома Cartier.

Эта выставка – результат совместного проекта Государственного Эрмитажа и ювелирного Дома Cartier. В течение пяти лет при поддержке французского партнера в музее было отреставрировано пять уникальных экспонатов – памятников декоративно-прикладного искусства. Их и представили теперь на экспозиции, дополнив предметами из исторического собрания ювелирного дома.

Пять главных «героев», пять витрин, пять историй. Первая посвящена лампе, вырезанной арабскими мастерами из горного хрусталя в Х веке. Во времена Крестовых походов она попала в Европу, в Италии для нее изготовили золотую оправу с цветными эмалями. Лампа приобрела новую хрустальную ножку и основание в виде черепахи (первоначальная подставка, надо полагать, была утрачена), ее украсили фигуркой Нептуна, правящего тремя морскими коньками. И использовали уже не как светильник, а как кубок. В ней как бы сплелись воедино две культуры – арабская и европейская. Специалисты утверждают, что аналогов ей в музеях мира нет.

Еще один шедевр Эрмитажа – золотой ароматник из сокровищницы Великих Моголов (подарок, присланный ко двору императрицы Анны Иоанновны персидским правителем Надир-­шахом).

Сосуд кажется тяжелым и проч­ным (золото, драгоценные камни), но на самом деле это очень хрупкая вещь, которую нельзя нагревать и которая боится влажности. Она выполнена в технике кундан: внутри заключена серебряная колба, вокруг – слой мастики из природной смолы. В мастику вдавлены изумруды, алмазы и рубины, закрепленные тончайшей золотой фольгой.

Необыкновенно эффектно выглядит ларец Ядвиги Ягеллонки. Он был сделан в 1533 году по случаю свадьбы Ядвиг­и (дочери польского короля Сигизмунда I из династии Ягеллонов), а в Россию попал, вероятно, в качестве приданого Шарлотты Кристины Софи­и Брауншвейг-Вольфенбюттельской, жены царевича Алексе­я, сына Петр­а ­I. В оформлении ларца использовано около 300 рубинов, 200 алмазов, несколько камей, 70 подвесок и множество жемчужин: это скатный жемчуг Южных морей. Рядом представлены подвески, созданные мастерами Cartier.

Следующий предмет – фельдмаршальский жезл Александра II, изготовленный в 1878 – 1879 годах петербургским ювелиром Юлиусом Кейбелем. Он выполнен из золота и серебра, но металл настолько тонко проработан, что кажется шелковой тканью.

Наконец, последний по хронологии, но не по значимости экспонат Эрмитажа на этой выставке – кабинетец с часами, сделанный в 1700 – 1705 годах в Аугсбурге. Он принадлежал Марии Строгановой, супруге мецената, промышленника, землевладельца и сподвижника Петра I Григория Строганова.

Узнать эти и другие подробности посетитель сможет из каталога, текстов, размещенных рядом с витринами, и видео, которое демонстрируется на выставке.

Выставка работает до 18 апреля.

Прямая речь

Игорь МАЛКИЕЛЬ, заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов:

– Главной особенностью работы стало использование самых совре­менных научных и технических достижений. Лазерные установки нового поколения для сварки и очистки открывают для нас море возможностей. Лазеры способны без вреда для экспоната удалять олово, медные и железные окислы, испарять практически любые органические наслоения. Их пре­имущества позволяют радикально сократить время реставрации и существенно повысить качество работы. 


Екатерина ЭММЕ, фото: Лидия ВЕРЕЩАГИНА