- КУЛЬТУРА

Обитель русского карикатуриста

Сотрудники Музея-усадьбы художника Павла Щербова в Гатчине занимаются упаковкой последних коробок с экспонатами. Начинается капитальная реставрация здания, которая займет не менее двух лет.

У Павла Щербова (1866 – 1938) свое, относительно скромное, но прочное, не подверженное модам место в истории русского искусства. Он стал первым карикатуристом, рисунки которого показывали на серьезных художественных выставках.

Коммунальная судьба

В 1908 году Щербов изобразил акварелью «Базар ХХ века», показав сто художников, историков искусства, критиков. Каждый активно предлагает свой товар. На первом плане – Сергей Дягилев, толкающий коляску с Филиппом Малявиным. По настоянию Валентина Серова акварель была куплена Третьяковской галереей за три тысячи рублей. По тем временам для акварели сумма неслыханная, такие деньги платили за большие картины. Щербов ни с кем не поссорился, дружил со всем Петербургом, публиковал карикатуры в популярных журналах.

В 1911 году доходы позволили ему построить в Гатчине собственный дом по проекту архитектора Степана Кричинского в модном тогда стиле северный модерн с выразительной декоративной башней. После революции 1917 года стало не до карикатур. По протекции Максима Горького художнику­ сохранили дом и даже взяли его хранителем высшей категории в Гатчинский дворец-музей. К тому времени оригиналы карикатур разошлись по музеям.

Вдова художника прожила в доме до своей смерти в 1951 году. Еще при ее жизни дом стал коммуналкой на 12 семей и пробыл в этом качестве до начала 1980-х. Тут судьба улыбнулась Щербову. Местному краеведческому музею (первый музей, открывшийся в Гатчине после Великой Отечественной войны) надо было освободить шедший на реставрацию Приоратский дворец. Дом Щербова расселили и отдали музею, чтобы рассказывать там и про Гатчину, и про художника. Но открыли его только в 1992 году. Самое печальное, что тогда не нашлось средств, чтобы провести настоящую реставрацию. Хотя проект был сделан еще в советское время классными специалистами.

От подвала до черепицы

Почти год назад, когда с потолка стала сыпаться штукатурка, а в подвале постоянно стояла вода, публику внутрь пускать перестали. Нам разрешили зайти только потому, что во дворе усадьбы сделан крытый проход, а комнаты, где сыпалось, закрыты на замки и опечатаны.

Александра Журавлева, заведующая музеем, не стала загибать пальцы, перечисляя, какие работы предстоит провести. Никаких рук не хватит. Самое главное – надо укрепить фундамент, а также разобрать черепичную кровлю, по­чистить отдельные «черепички» и собрать заново, восполнив утраты. Необходимо сделать новую гидроизоляцию здания. Точно такие же работы требуются в историческом флигеле. Отдельная тема – благоустройство усадебного двора. Надо восстановить забор из валунов, которые собирал сам Щербов, отремонтировать колодец, воссоздать наружный камин… И провести все работы, соблюдая законы об охране памятников. К счастью, в доме хорошо сохранилась стропильная система. В этом мы сами убедились, когда поднялись на чердак. Чтобы среди крепких бревен и дымоходов, фигурно сложенных из кирпича, увидеть тайник, в котором был найден клад Щербова.

Заслужили дворянство

Находка была сделана во время недавних обследований. В тайничке под крышей нашелся небольшой альбом с рисунками (их предстоит изучить) и конверт с надписью «Депеша №», в который Щербов аккуратно сложил личную печать и одиннадцать документов.

Но прежде чем показать их нам, Журавлева демонстрирует столик, который музей получил в дар буквально на днях. Много лет назад он был подарен вдовой Щербова соседке и сохранился у ее наследников.

Самые интересные документы клада – метрическая выписка Щербова (аналог свидетельства о рождении), заверенная нотариусом Константином Рерихом, отцом знаменитого художника. Свидетельство о дворянстве показывает, что крестьянские деды Щербова получили его в награду. По отцу – за военную службу, по матери – за успешный купеческий бизнес. «Государственная рента 4%» (облигация 1913 – 1914 годов) содержит крайний купон, который надо было обналичить 1 декабря 1917 года. Но большевики отменили царские долги.

Прямая речь

Александра ЖУРАВЛЕВА, заведующая Музеем-усадьбой Щербова:

– Клад почти наверняка прятал сам художник в конце 1917 года. Тогда документы о дворянском происхождении могли ему сильно повредить. Потом гособлигация, загранпаспорт и другие бумаги потеряли для Щербова практическую ценность. Что и сохранило их для нас.

Анна РАПОПОРТ, заместитель директора по науке Музейного агентства Ленинградской области:

– Музей Павла Щербова – необычный в нашей «коллекции» из 28 музеев. В нем соединились оригинальное здание начала двадцатого века и судьба интересного русского художника. В этом году начинается реставрация, финансирование заложено в бюджет Ленинградской области. Мы будем думать над новой экспозицией. Через три года музей должен быть интересен посетителям любого возраста.


Василий ПОСТНИКОВ, фото: Лидия ВЕРЕЩАГИНА