- ГОРОД

Обуздать вандалов

В прошлом году специалисты Государственного музея городской скульптуры около четырех десятков раз выезжали на места совершения варварских действий по отношению к произведениям монументального искусства. Проблема возникла не сегодня, однако действенных рычагов для пресечения подобного рода правонарушений до сих пор не создано.

За шесть месяцев этого года таких фактов было меньше, на что, вероятно, повлиял ограничительный режим. Но это не утешает. Одно из последних происшествий – на одном из коней Клодта на Аничковом мосту хулиганами была порвана узда (см. фото).

Все случаи порчи памятников требуют дополнительных расходов на их реставрацию, привлечения лучших специалистов, отвлекают музейных работников от их основных обязанностей. Не говоря уже о том, что разрисованные, исцарапанные, с нанесенными увечьями скульптуры и другие объекты городской архитектуры просто представляют собой печальное зрелище.

Начальник отдела памятников и мемориальных досок Музея городской скульптуры Екатерина Шишкина отмечает, что каждый год особой «популярностью» у вандалов пользуются кони Клодта на Аничковом мосту, грифоны на Банковском мосту, неистребимы и вандальные граффити на исторических чугунных фонарях на Каменноостровском проспекте. Бывает, доходит до осквернений памятников, посвященных героям Великой Отечественной войны: недавно в Московском парке Победы на памятниках-бюстах, посвященных дважды Героям Советского Союза, неизвестные раскрасили краской памятные доски с текстами на постаментах, в том числе звезды героев, ордена, медали, эмблемы…

«Наши реставраторы в своей работе используют специальные методики, – говорит Екатерина Шишкина. – Взять хотя бы грифонов на Банковском мосту – менее чем через год после окончания дорогостоящей масштабной реставрации на этих великолепных скульптурах зафиксированы повреждения: потерты золотые крылья, есть попытка расковыривания швов, кроме того, грифонов обливали краской, царапали. Мы раз пять на место выезжали, устраняли акты вандализма и мониторили состояние крылатых львов, чтобы понять, как их сохранять дальше».

Есть такое понятие – профилактическая реставрация: это не только удаление последствий вандализма, но и поддержание в хорошем состоянии памятника между крупными дорогостоящими реставрациями.

«У нас есть хорошая новость – восстановлены детали скульптур на одной из групп «Укротителей коней» на Аничковом мосту, в том числе разорванные поводья уздечки, – поясняет Екатерина Шишкина. – Ведь те, кто залез на памятник в начале июня, повредили крепеж. Мы эти повреждения устранили».

Бывают и очень сложные случаи – реставраторы по несколько часов удаляют краски, подбирают и используют необходимые материалы, смывки, компрессы. Кстати, на Аничковом мосту постаменты под конями Клодта сделаны из гранита, который особенно трудно чистить, а вандалы любят периодически их разрисовывать. Специалистам порой нелегко эти художества убрать.

«Музейные реставраторы универсальные. Настоящие профессионалы, они владеют методиками по таким материалам, как камень, гранит, мрамор, бронза, чугун, что позволяет качественно восстановить монументальное произведение искусства, – поясняет Екатерина Александровна. – Например, наш Павел Николаевич Голубков, который больше десяти лет занимается реставрацией: он работал на эрмитажном объекте – мыл фигуру ангела на Александровской колонне. Благодаря его опыту, отношению к делу сохраняются многие памятники музейной коллекции».

«Мы продлеваем благополучную жизнь памятников, – считает специалист. – Вандалы, конечно, нам мешают, но, думаю, общими усилиями, вместе с городскими и районными властями, при поддержке правоохранителей города можно с ними справиться. Поэтому Музей городской скульптуры смотрит на эту проблему с надеждой на лучший результат».

Сегодня, если нарушителей удается застать на месте правонарушения, они отделываются небольшим штрафом. Само собой, для антигероев это не наказание. Вот поэтому экспертное сообщество, музейные работники, представители власти, силовых структур настойчиво твердят о том, что наказание за вандализм нужно ужесточать. А главное – воспитывать уважительное отношение к памятникам у людей с самого детства.


Фото Татьяны ГОРД