- КУЛЬТУРА, Театр

Одна театральная семья

Театру юношеского творчества Аничкова дворца 22 апреля исполнилось 65 лет. Его создатель – педагог и режиссер Матвей Дубровин – в этом уникальном детском и юношеском театре-школе воплотил мечту воспитывать искусством. Современные педагоги коллектива свято придерживаются этого принципа.

Создавая ТЮТ, Матвей Григорьеви­ч разработал теорию воспитания ребенка посредством театрального искусства. Для этого серьезно изучил педагогические приемы известного советского учителя и писателя Антона Макаренко. В ТЮТе существовало самоуправление. Наравне с педсоветом работал совет театра, в который ребята избирались всеобщим голосованием. После смерти Матвея Дубровина благодаря преемственности поколений ТЮТ продолжил работать, что называется, по заветам мастера. Художественным руководителем школы-театра стал ученик Матвея Григорьевича заслуженный работник культуры России Евгени­й Сазонов. 

Воспитание театром

В современное здание Теат­рально-концертного комплекса Аничкова дворца ТЮТ переехал в 1985 году. Техническое обеспечение его сцены считается одним из лучших в городе. Основные спектакли проходят на Малой сцене, рассчитанной на 125 зрительных мест.

Евгений Сазонов вспоминает, что в драмкружок Аничкова в начале 50-х годов прошлого века его буквально силой притащил одноклассник – мальчиков катастрофически не хватало. Получилось так, что в школе-театре он задержался надолго: «С учителем мне повезло. Матвей Григорьевич Дубровин – очень талантливый человек. Помимо того что ставил с нами спектакли, учил, он еще обладал, как сейчас говорят, харизмой, притягательной силой. Это подтвердят все его ученики – режиссеры Лев Доди­н и Сергей Соловьев, актер и режиссер Саша Галибин. Наш спектакль, которым ТЮТ открылся, – «Двадцать лет спустя» по пьесе Михаила Светлова – про комсомольцев, про борьбу за советскую власть. Назывался он «драматическая поэма» и был построен по законам поэзии со множеством стихов». 

После смерти Матвея Дубровин­а Евгению Юрьевичу предложили стать руководителем театра-школы. «Я пришел к выводу, что Дубровин использовал всю полноту театрального искусства, чтобы создать среду, которая формирует человека, его понятия, потребности. Чаще всего целью театрального коллектива является постановка спектакля, в детских коллективах – обучение навыкам актерского мастерства. Но мы заинтересованы не столько в театральных успехах учеников – основная идея ТЮТа все-таки воспитание, – говорит Евгени­й Сазонов. – У нас сейчас 250 детей, понятно, что не все станут актерами, но людьми порядочными – желательно. Кстати, все, кто обучался у Дубровин­а, тот же Додин, работают по тем же принципам воспитывающего театра». 

Лекарство от звездной болезни

В отличие от профессионального театра с его иерархией, когда на вершине находится режиссер и актеры, а у подножия те, кто обеспечивает производство спектак­ля, – гримеры, осветители, костюмеры, Матвей Дубровин задумал «круг», в котором все театральные профессии являются тропинками к спектаклю, результату общего труда участников. Каждый участник студии актерского и режиссерского мастерства ТЮТа выбирает себе и производственный цех. Помимо детального знакомства с работой в театральном закулисье это освобождает от звездной болезни. Сегодня ты блистаешь на сцене, а завтра за кулисами, работая в одном из цехов, помогаешь своим друзьям. 

Леонид Мозалевский, ученик осветительного цеха, не сетует на то, что его в черной одежде в тени кулис гости театра не разглядят. Главная задача «светлячка», чтобы зритель хорошо видел сцену, оценил мастерство артистов. «Раньше я увлекался кино, там свет важен, поэтому в театре тоже интересно было попасть в осветительный цех, – рассказал Леони­д. – Заниматься здесь очень нравится. Я получил все навыки, которые позволят дальше двигаться в профессии».

Творчество на всю жизнь

Вновь поступивших в ТЮТ именуют студийцами. Занятия проходят три раза в неделю. Два дня – студия актерского мастерства, один день – студия цеха. Ребята изучают основы профессии, выполняют этюды и упражнения. К концу года каждая студия готовит выпускной учебный спектакль, на котором присутствуют «все свои»: родители, педагоги, тютовцы.

Педагог Елена Куракин­а, которая сама девочкой занималась в ТЮТе, теперь репетирует с учениками спектакль «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца: «Наша цель – воспитать гармоничную личность, мы делаем это на основе серьезного драматического материала. В «Обык­новенном чуде» наша идея в том, что человек несет ответственность за свои поступки, с другой стороны – от его смелости зависит вся жизнь. Работа мне нравится тем, что мы создаем прекрасное, с помощью театра учим детей ориентироваться на высокие цели и применять их в жизни. Это главное».

Традиция, 65 лет назад заложенная Матвеем Дубровиным, дает детям возможность творчески относиться к любой профессии, какую бы они ни выбрали в дальнейшем.


Марина КОЗЛОВА, фото: Наталья ЧАЙКА