- КУЛЬТУРА

Олег ВАЙНШТЕЙН: Мой образец – Сергей Рахманинов

Гастрольная афиша петербургского пианиста Олега Вайнштейна впечатляет: десятки российских городов и зарубежье… Безупречный вкус, виртуозность и артистическое обаяние маэстро затягивают в орбиту его творчества все больше любителей академической музыки. Сегодня Олег Вайнштейн делится с читателями «Вечернего Санкт-Петербурга» своими мыслями о судьбах академической музыки.

– Чем, на ваш взгляд, отличается современная пианистическая эпоха от исполнительства середины прошлого века?

– Отличается тем, чем отличается любая другая жизнь той эпохи от этой. В первую очередь это средства коммуникации. Сейчас любая информация и коммуникация стали мгновенно доступными в любой точке земного шара. С другой стороны, это и разное качество слушателей, исполнителей, и разное их мировоззрение. В эпоху советского пианизма, например, с музыкой мы знакомились двумя путями, я не говорю о радио и ТВ. Главным образом, это были живые концерты и пластинки. Я застал еще ту эпоху, когда тебе давали пластинку, ты бежал домой, сдувал с нее пылинки, ставил и слушал от начала до конца по нескольку раз, может, потом переписывал даже на кассету… Восприятие информации было таким. Сейчас студент ищет записи в Интернете, подчас не утруждая себя посмотреть, кто же их исполняет. Стало скучно – перемотал медленную часть. Здесь реприза, все понятно, – снова перемотал дальше, где побыстрее. Я не буду говорить о пресловутом клиповом мышлении у молодежи, о стремлении узнавать информацию по броским заголовкам, прочитывая первый абзац и не вчитываясь в дальнейший текст. Подлинной внутренней свободой, аристократичностью и глубиной сейчас, к сожалению, обладают не многие. На первом плане оказывается «шоу» – в отличие от двадцатого века, когда на первом плане была личность. Справедливости ради отмечу, что и сам часто принимаю участие в таких «шоу» (имею в виду программы с импровизациями). Любой артист зависит от зрителя, и нам приходится балансировать между нашими собственными предпочтениями и вкусами публики.

– Что вы думаете об актуальности различий московской и петербургской фортепианных школ сегодня?

– Ответ на этот вопрос вытекает из предыдущего. Говоря о средствах коммуникации, я должен сказать о более экспансивном поведении музыкантов. Если раньше музыканты были подобны Баху, который за свою жизнь поменял максимум пять мест жизни, то теперь музыканты подобны Генделю, который постоянно перемещался в разные страны (Италия, Англия, Германия). Сейчас сказать, что люди как-то по-другому занимаются или учат их совершенно по-другому в обеих школах, нельзя. Большое количество профессоров одной консерватории либо преподают здесь, учившись там, либо учились здесь, а преподают там. Есть, правда, существенное различие стиля, темпа жизни, ритма жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Моя выпускница, помнится, рассказывала, что в Москве на занятия она приходила к семи двадцати, и все классы уже были заняты. Чтобы получить свободный класс с роялем, приходилось прибегать не позднее семи утра. Уровень жизни в Москве выше и интенсивнее. Потому и конкурентов больше. Петербург же обладает своим неповторимым обликом и характером. Все, кто живет здесь или приезжает, обязательно это чувствуют. Каким-то неведомым мистическим образом этот город притягивает как магнит и оставляет отпечаток и на наших характерах, и на всем, что мы делаем. Не буду оригинален, если скажу, что Петербург гораздо более интровертен, чем Москва. Это в полной мере отражается и в исполнительском искусстве.

– Какие имена являются главными лично для вас?

– Для меня это все-таки Рахманинов. В записях его игры помимо сверхъестественной виртуозности чувствуется уникальная глубокая личность, слышно мощнейшее внутреннее горение.

– А как на вашу творческую деятельность повлиял карантин?

– Сначала я очень расстраивался, потому что отменились концерты, гастроли, а преподавание перешло в не самый удобный для всех режим онлайн. Но когда мы в мае с семьей переехали на дачу, я обнаружил, что могу проводить со своими родными столько времени, сколько никогда раньше не мог себе позволить. Настроение поднялось, я начал учить новые программы из музыки Рахманинова и Чайковского. Очень надеюсь, что мне удастся сыграть их в Малом зале Филармонии этой осенью, как запланировано в афише сезона-2020/21.

Олег Геннадьевич ВАЙНШТЕЙН

• Родился в Ленинграде 3 апреля 1978 года.

• Учился в Музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова и в Петербургской консерватории. Окончил Консерваторию и аспирантуру с отличием в 2005 году. Концертирует в Германии, Франции, Австрии, Чехии, Мексике, Китае, Польше, Латвии, Москве, Санкт-Петербурге и во многих городах России.

• Среди его творческих партнеров – Василий Герелло, Олег Погудин, Вероника Джиоева и многие другие.

• Пианист часто выступает в качестве солиста со многими оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, Саратовский симфонический оркестр, Дальневосточный симфонический оркестр и многие другие. Его партнерами в концертах выступали дирижеры Лео Кремер, Фабио Мастранджело, Феликс Коробов, Александр Титов, Александр Чернушенко, Василий Петренко и другие.

• В настоящее время совмещает концертную деятельность с работой доцентом на кафедре специального фортепиано Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.


Вячеслав КОЧНОВ, фото из личного архива Олега Вайнштейна