- ОБЩЕСТВО

Операция «Чай с вареньем»: подвиг ленинградских метростроевцев

История Ленинграда неразрывно связана с Великой Отечественной войной. И это касалось людей всех профессий и рангов. По прошествии лет возвращаются имена и подвиги, воздвигаются мемориалы, чтобы помнили…

Один такой мемориал есть в Невской Дубровке, напротив Невского пятачка. Посвящен он подвигу метростроевцев. Мирная профессия мирных людей помогла фронту, помогла выстоять городу в блокаде.

За пять месяцев до начала Великой Отечественной войны, 21 января 1941 года, в Ленинграде стали готовиться к строительству метрополитена. Была создана организация – «Строительство № 5» НКПС (Народного комиссариата путей сообщения), впоследствии «Ленметрострой», ныне ОАО «Метрострой». Первым начальником «Метростроя» стал Иван Георгиевич Зубков, опытный метростроитель, прошедший путь от начальника смены до руководителя шахты при строительстве Московского метро.

К июню 1941 года были заложены 34 шахтных ствола, начата проходка 11 штолен. Проектное задание на сооружение первой очереди протяженностью 16,5 км из 12 станций предусматривало запуск метро в Ленинграде в декабре 1942 года.

Стройку заморозили 27 июня 1941 года, первая очередь Ленинградского метро была открыта лишь в 1955 году. И в июне метростроевцы вместо подземных тоннелей и красивых станций, вместо шахт и штолен начали возводить дзоты и доты, переправы и противотанковые заграждения. С 28 июня по 1 сентября ими были построены оборонительные сооружения на линии Парголово – Сестрорецк, Перкиярви – Муолта, Луга – Толмачево, Кингисепп – Волосово, Петергоф – Красное Село. Построены тупики для бронепоездов и складов, железнодорожные ветки общей протяженностью более 30 км, построено 640 дзотов и дотов, создано 55 км противотанковых препятствий и 90 км окопов.

Затем была Невская Дубровка. Кодовое название операции – «Чай с вареньем».

Воинам на Невском пятачке было необходимо усилить оборону тяжелыми танками. Для переправы танков через Неву решили смонтировать паромы из крупных металлических контейнеров типа плашкоутов, которые имелись на Балтийском заводе. Сооружением танковой переправы занимались понтонеры 42-го батальона и метростроевцы во главе с Иваном Георгиевичем Зубковым.

В своей книге «Город-фронт» автор мемуаров генерал-лейтенант инженерных войск СССР Борис Владимирович Бычевский называет Невский пятачок «самым кровавым местом фронта».

Под постоянным обстрелом противника велось строительство переправы. За октябрь – ноябрь 1941 года было переправлено 23 танка КВ и 10 легендарных Т-34. Во время выполнения задания Зубков получил осколочное ранение в ногу, но остался в строю и продолжал руководить операцией. При чем тут чай с вареньем – спросите вы?

«Чай с вареньем» – именно это кодовое название носила операция по переправе танков на Невский пятачок. Ежедневно И. Г. Зубков отправлял в Смольный телеграмму «Пьем чай вареньем, по семь-восемь стаканов», что означало: переправлено семь-восемь танков. В Дубровке за время проведения операции под обстрелами и бомбежками погибла пятая часть метростроевцев.

В феврале 1942-го «Строительство № 5» вошло в состав Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта (УВВР-2), которое также возглавил Иван Зубков. Была возведена железнодорожная ледовая переправа через Ладожское озеро (Дорога жизни). Общая длина узкоколейной железной дороги составила более 35 километров. Они строили портовые сооружения на Ладожском озере, мосты через Неву и Кобонский канал.

В январе 1943 года под руководством Зубкова за 15 дней был построен 33-километровый участок железнодорожного пути Шлиссельбург – Поляны. Ленинградцы называли его Дорогой победы, а железнодорожники звали коридором смерти. 7 февраля 1943 года, на день раньше намеченного срока, на Финляндский вокзал Ленинграда прибыл первый поезд с Большой земли. Вскоре вступил в строй и постоянный мост. В марте 1943 года начальник Управления военно-восстановительных и заградительных работ Ленинградского фронта И. Г. Зубков был награжден орденом Красного Знамени.

После прорыва блокады метростроевцы и железнодорожники обеспечили Ленин­град столь необходимым городу топливом, построив 12 угольных шахт Комаровского бассейна. Восстановили огромное количество дорог, станционных сооружений, железнодорожных путей и тоннелей, необходимых для продвижения наших войск.

Иван Георгиевич Зубков трагически погиб 28 июня 1944 года во время осмотра с воздуха подлежащего восстановлению моста. Самолет, на борту которого он находился, был поврежден вражеским истребителем и разбился при посадке на аэродроме вблизи города Лодейное Поле Ленинградской области. Похороны прошли с воинскими почестями, его гроб провезли по Невскому проспекту на орудийном лафете.

Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры (Коммунистическая площадка, ныне Казачье кладбище) в городе-герое Ленинграде.


Татьяна ГОРД, фото автора