- КУЛЬТУРА

Почему в оперетту идут за счастьем

Театр Музыкальной комедии открыл сезон спектаклем «Жар-птица. Песни о войне», посвященным блокаде и 75-летию Великой Победы. О грядущих премьерах театра рассказал его генеральный директор Юрий ШВАРЦКОПФ.

– Юрий Алексеевич, расскажите, как любимый петербуржцами театр пережил карантин…

– Как руководитель могу сказать, что пережил этот период тяжело. Приходить на работу в течение пяти месяцев и видеть пустой, мертвый театр – психологически очень непросто. Пандемия оказалась большим испытанием не только для театров, но для всех людей, для города и страны. Сегодня мы приступаем к работе, но у меня остается впечатление, что теперь нам предстоит жить в других реалиях.

– Но за это время вы успели подготовить замечательный музыкальный спектакль «Жар-птица. Песни о войне», первую часть которого – сентиментальную поэму Геннадия Алексеева на музыку Александра Колкера – я бы назвал «Ленинградский реквием»…

– Не совсем так. Подготовительная работа прошла до начала пандемии: тогда было оговорено все, что связано с материальным оформлением спектакля. Режиссер Филипп Разенков и сценограф Елена Вершинина представили свои концепции. А репетировать мы начали месяц назад – в десятых числах августа. Первый раз мы дали «Жар-птицу. Песни о войне» в День памяти жертв блокады Ленинграда, 8 сентября, в онлайн-формате. А уже 12-го числа нам разрешили показать ее на сцене театра. Это и стало открытием театрального сезона-2020/21, в котором мы, очевидно, будем вынуждены бороться уже не столько с коронавирусом, потому что все необходимые меры предосторожности наш театр принял, сколько со страхом зрителя прийти в театр. И не надо забывать, что публика, которая ходит в театры, – это как раз тот слой общества, который, к сожалению, в наибольшей степени пострадал финансово.

– В разные годы вы работали директором Мариинки и Филармонии. Скажите, публика Музкомедии и двух названных выше площадок чем-то отличается?

– Это совершенно разные люди. К нам ходит более демократичная публика, чем, скажем, в Мариинский театр. Причем у нас как бы два потока зрителей: те, кто ходит на оперетту и на «советские» спектакли, и те, кто идет на мюзиклы. Что касается Мариинки, я отдаю должное Валерию Абисаловичу (Гергиеву. – Ред.): он сумел вернуть особый статус Мариинскому театру. Ходить в Мариинку – модно, престижно – туда ходят все. А в Филармонии – совсем особенная публика, святая. Это те, кто бежит от суеты сует, чтобы обрести в музыке подлинный мир и покой.

Что такое оперетта? На 99 процентов это драмы с хеппи-эндом. Как в Голливуде. И поэтому те, кому в жизни тяжело, приходят в театр оперетты, погружаются в мир грез и любви. К нам приходят за счастьем.

– Чем театр порадует своих поклонников?

 – У нас в запуске целый ряд проектов, которые из-за карантина остановились. В октябре у нас должна была быть премьера очень, на мой взгляд, интересного мюзикла Клод-Мишеля Шёнберга «Мисс Сайгон». Мы работаем над этим проектом уже более полутора лет, и работа эта очень сложная, потому что по контракту необходимо согласовывать с правообладателями каждого исполнителя. Мы должны были показать премьеру в марте-апреле, а теперь все участники проекта на низком старте как на стометровке: ждем, когда откроют границы и разрешат приехать постановочной бригаде, чтобы возобновить всю работу. Режиссер Корнелиус Балтус приедет из Вены, художник по костюмам Кентаур из Будапешта, балетмейстер Ванни Вискузи из Италии и так далее. Затем они по регламенту будут работать в течение шести недель. Если удастся, выпустим в этом году; по крайней мере, львиная доля костюмов и декораций уже готова. Другие спектакли будут выпускаться в зависимости от финансирования, которое нас ждет в следующем году. В 2020-м нам ни на новые постановки, ни на гастроли, ни на фестивали ничего не дали. В этом году театральный мир отмечал юбилей Франца Легара, мы выпустили прекрасный концерт «Легар-гала», программу которого составили фрагменты его произведений, и заявляли о предстоящей премьере его оперетты «Фраскита», которая на нашей сцене не шла с середины 1980-х. В работе – знаменитый мюзикл «Кабаре» Джона Кандера, который должен был поставить Джорджо Мадиа, выпустивший у нас легаровскую «Веселую вдову». Так что начато многое. И если все будет нормально, хотим в марте-апреле выпустить «Фраскиту», а будущей осенью «Кабаре».

Кроме того, к 350-летнему юбилею со дня рождения Петра Великого, который будет отмечаться в 2022 году, у нас запланирован выпуск мюзикла на оригинальный сюжет, посвященного основателю нашего города. Музыку пишет Фрэнк Уайлдхорн, автор с успехом идущих у нас мюзиклов «Джекилл и Хайд» и «Граф Монте-Кристо», а русский вариант текста – автор либретто мюзикла «Белый. Петербург» Константин Рубинский. Половина первого акта уже написана.

Юрий Алексеевич ШВАРЦКОПФ

• Родился 24 февраля 1947 года в Ленинграде.

• В 1972 году окончил Московский полиграфический институт по специальности «инженер-механик полиграфических машин», а в 1983-м – ЛГИТМиК по специальности «театровед – организатор театрального дела». В 2002 году получил ученую степень кандидата экономических наук.

• С 1979 по 1984 год работал замдиректора Ленинградского театра музыкальной комедии, а с 1984 по 1986 год – директором Дворца работников искусств имени К. С. Станиславского.

• В 1986 году назначен директором Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской, а с 1995-го работал исполнительным директором Мариинского театра.

• С 2000-го на протяжении пяти лет был директором Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича.

• С 2005 года и по сей день – гендиректор Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии.


Вячеслав КОЧНОВ, фото театра Музкомедии