- ОБЩЕСТВО

Под крылом дельталета

Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд) исключило из списка запрещенных для женщин профессий такие, как авиационный механик и инженер по техобслуживанию самолетов и вертолетов. Однако женщины и раньше весьма успешно управлялись с железными птицами. Одна из них – Ольга Плотянская.

Решение министерства вступит в силу с 1 марта 2022 года. Стоит отметить, что список профессий, в которые женщин не пускают, опасаясь за их здоровье, практически ежегодно сокращается на пару-тройку, а порой и сразу на добрый десяток пунктов. Так, в текущем году дамы получили право работать водителями фур и машинистами электропоездов.

Освоила токарный станок

Лет с двенадцати Ольга хотела быть инженером, исследователем. О самолетах как-то совсем не думала. Тянуло в другие области: атомная энергетика, генная инженерия – все что угодно, но не самолеты. Совершенно случайно однажды попала в аэроклуб.

«На втором курсе однокашник спросил нас с подружкой, не хотят ли девочки полетать. Девочки хотели. Когда мы увидели, на чем летать, стало страшно. Дельталет в то время – это сооружение из труб и тросов, мотор от снегохода», – с улыбкой вспоминает Ольга Плотянская.

Придя в клуб с желанием летать, сразу поняла: чтобы кто-то летал, кто-то должен обслуживать технику. «А мне с детства нравилось крутить гайки», – отмечает Ольга. Она вспоминает, что училась тогда в Университете аэрокосмического приборостроения на факультете радиотехники, электроники и связи, это был 1998 год: «Оказалось, что обслуживать технику, а у нас были те самые дельталеты, не так просто, как кажется, когда ты наблюдаешь за этим. Ты можешь как угодно хорошо знать теорию, но на практике с деталями получалась беда».

Старшие товарищи поне­многу помогали, и вскоре Ольга научилась работать на станках, в том числе и на токарном.

Сегодня специальность Ольги называется «техническое обслуживание воздушных судов». Уже в 2018 году она окончила курсы в авиационном учебном центре в Казани, прошла практику там же, а потом сдала экзамены в Управлении Росавиации в Петербурге и получила свидетельство специалиста. Сейчас Ольга помимо прочего – заместитель генерального директора по инженерно-авиационной работе в небольшой авиакомпании.

Косые взгляды

Для многих такой выбор кажется странным, а еще Ольга в своей профессии сталкивалась с недоверием. «Недоверие к женщине-мастер­у иногда чувствуется, особенно поначалу, потом ребята привыкают. Как преодолеть стереотип? Пожалуй, просто спокойно делать свое дело. Не надо никому ничего доказывать», – считает она.

«Если речь идет об авиа­ционно-технической базе, то есть сервисном центре, то пилоты об этом даже не задумываются. Они знают, что самолет обслуживается в сертифицированном центре. И кто там техники – мужчины или женщины – это уже не важно», – поделилась с нашим корреспондентом пилот Ксени­я Берговина, директор авиаклуба «ПитерПолет».

Возможности

Главная особенность работы техника в малой авиации – обслуживание не отдельной системы, например, только двигателя, а всего самолета целиком. «От радиооборудования и авионики до двигателя. Это требует от техника большой организованности, сосредоточенности, ответственности. Конечно, твою работу проверяют, а ты проверяешь другого техника», – говорит Ольга.

Она уверена, что реестр запрещенных для женщин профессий устарел: «Изменилась сама философия обслуживания воздушных судов. Появилось много механизмов для облегчения труда, не так активно используются вредные для здоровья материалы. Правда, некоторые работы требуют физической подготовки, тяжело работать на морозе и в жару».

В Минтруде отмечают, что женщина и сейчас может работать авиамехаником.

«Существует механизм выявления вредных и (или) опасных производственных факторов на каждом рабочем месте – специальная оценка условий труда. Если оценка подтверждает безопасные условия труда (за исключением все же ряда работ), то трудиться на этом рабочем месте женщина может», – пояснили нашему корреспонденту в федеральном ведомстве.

Проведение такой оценки по закону возложено на работодателя. Так что механизм, позволяющий женщинам работать по тем профессиям, которые включены в ограничительный перечень, существует. Но исключение из перечня все же делает профессию доступнее для представительниц прекрасного пола.

Прямая речь

Ольга ПЛОТЯНСКАЯ:

– Изменилась сама философия обслуживания воздушных судов. Появилось много механизмов для облегчения труда, не так активно используются вредные для здоровья материалы. Правда, некоторые работы требуют физической подготовки, тяжело работать на морозе и в жару.

Справка

В реестр запрещенных для женщин профессий входят около ста специальностей. Однако женщины могут работать по этим специальностям, если на конкретном рабочем месте официально подтверждена его безопасность для слабого пола. Исключениями остаются кессонные (под повышенным давлением) работы, пожаротушение, работы в колодцах, водолазные работы и другие. Здесь женщина не может работать ни при каких условиях.


Ирина ПОЛЯКОВА, фото из личного архива Ольги ПЛОТЯНСКОЙ