- Выставка, КУЛЬТУРА

Покоя сердце просит

Центральный выставочный зал «Манеж» неожиданно для многих показывает очень традиционную выставку, на которой знакомит петербургскую публику с русской живописью. Это примерно 140 картин художников, работавших в XIX – начале ХХ века. Проект, который объединил картины из собраний 39 российских музеев, называется «Покой и радость».

Время требует положительных эмоций. Семен Михайловский, куратор выставки, ректор Академии художеств, потратил несколько месяцев, знакомясь с каталогами региональных художественных музеев – от Архангельска до Саратова, от Пскова до Омска, в поисках изображений, как он заметил, «приятных людей и умиротворенной природы». Чтобы рассказать о русском искусстве в традиционном понимании мастерства художников.

Отдохнуть от суеты

Постепенно сложились несколько сюжетов: «Россия», «Италия», «Природа», «Частная жизнь». И сразу стало ясно, что важным смысловым персонажем выставки должна стать музыка. Куратор пригласил Антона Батагова, московского композитора-минималиста, который сочинил часовой саундтрек для фортепиано. По словам музыканта, он попытался вжиться в роль сочинителя старинной пьесы о гармонии покоя.

Затем Манеж позвал в проект дизайнера Агнию Стерлигову, с которой работал прежде. Она спроектировала дизайн в виде строгих прямоугольных залов, выкрашенных в цвет «тортора» (теплый серый), и придумала скамейки-качели для аванзала.

Войдя в Манеж, присядьте на минуту, отдох­ните от городской суеты.

И тогда картина Тимофея Соколова «Мальчик будит перышком спящего товарища» не покажется вам надуманным сюжетом. Вы встретите как давнюю знакомую милую баронессу
М. С. Киль, глядящую с портрета Александра Варнека. Простите несовершенства в пейзаже художника-любителя Алексея Куракина, изобразившего Степановское-Волосово, тверскую усадьбу своих родственников. Кстати, недавно усадьба возрождена и там находится частный музей, который показывает ее историю.

Пенсионерское творчество

Для русских художников XIX века поездки в Италию, родину муз, были обязательными. Лучшие выпускники Академии художеств получали на эти цели специальные гранты, тогда их называли пенсионами, а поездки – пенсионерскими. Остальные старались найти другие возможности – например, поддержку Общества поощрения художеств. И там появились виды Рима, созданные Никанором Чернецовым и Василием Раевым, «Неаполитанский залив» Ивана Айвазовского и «Вид на Неаполь» Сильвестра Щедрина.

Вместе с художником Михаилом Марковым полюбуемся на «Римского пастушка». Может быть, его младшего брата изобразил Пимен Орлов. На картине «Портрет князей Голицыных в Риме» три брата – Иван, Александр и Михаил – слушают пастушка, играющего на дудочке.

Тихие радости

Насытившись южными видами, художники возвращаются к родным пенатам – и появляются умиротворенные «Сосна на песке» Ивана Шишкина и «Озеро» Исаак­а Левитана, тенистая «Березовая аллея» Михаила Клодта и сочный, полный жизни «Натюрморт» Ивана Хруцкого. «Московский дворик» Василия Поленова – один из самых известных пейзажей в русской живописи XIX века – представлен редким первоначальным вариантом.

Самый большой и, пожалуй, самый интересный раздел выставки – «Тихие радости частной жизни». Картина «За чтением» Ильи Галкина напоминает полотна импрессионистов, так сияет белая блузка девушки. Другое настроение на полотне Константина Савицкого «Мечты». Юная особа в нежно-голубом платье отвлеклась от доски с алгебраическими формулами. Наверное, мечтает об артистической карьере. Василий Аврорин запечатлел «Ужение рыбы из беседки» – была такая забава в XIX веке. Алексей Бобров застал «В комнатах» момент, когда пожилой мужчина увлекся вышиванием на пяльцах и не заметил, как его юный внук приложился к кальяну.

На заметку

Выставка будет открыта по 30 января 2022 года. Продажа билетов только онлайн на сайте Манежа. Вход – в масках, наличие QR-кода и удостоверения личности обязательно.


Василий ПОСТНИКОВ, фото экспонатов выставки: Лидия ВЕРЕЩАГИНА