- КУЛЬТУРА, Музей, ОБЩЕСТВО

Потерянные колонны станут музейными экспонатами

Древние колонны, поднятые со дна залива в Ленинградской области, стали новой достопримечательностью Выборга. На днях они заняли свое постоянное место: их установили вблизи выставочного центра «Эрмитаж – Выборг».

Старожилы Выборга рассказывают: о том, что на дне Финского залива вблизи населенного пункта Балтиец на дне лежат каменные исполины, они знали давно. Летом, когда вода отступала, местные жители удили с них рыбу, ныряли в воду. Покоящиеся на дне исполины стали привычной частью пейзажа. Директор выставочного центра «Эрмитаж – Выборг» Александр Костенко считает, что, скорее всего, эти гранитные колонны перевозились для строительства одного из главных храмов Петербурга. И по каким-то причинам баркас, перевозивший материалы, затонул и был выброшен на мель в 100 метрах от берега. Александр Костенко признается, что мечтал поднять из воды 45-тонные колонны последние 15 лет, а вот осуществить мечту удалось только в этом году.

По словам Александра Костенко, для проведения работ пришлось пройти множество согласований: прежде всего это комитет по охране памятников, комитет по культуре Ленобласти, ведомства, связанные с охраной природы, лесничество и даже пограничники. Концепция подъема колонн была разработана экспертами Института археологии. Удалось найти и компанию, которая смогла бы поднять со дна многотонные артефакты. За работу взялось Национальное аварийно-спасательное агентство, которое имеет большой опыт поднятия со дна техники военных лет. Как признается управляющий агентства Игорь Матюк, главная сложность подъема гранитных артефактов была в том, что из-за небольшой глубины к ним не мог подойти корабль с краном. В итоге было найдено оригинальное решение – освободить дно перед колоннами от камней, завести под них «мягкие полотенца» – широкие синтетические стропы и «катить» махины в сторону берега. Как отмечают эксперты, риск того, что колонны могли разрушиться, был большой. Но обошлось.

Для подъема каменных артефактов со дна Финского залива использовалась лебедка армейского автомобиля ЗИЛ-157, с помощью которой колонны плавно выкатили на берег. «А дальше их погрузили в специальные «саркофаги» из металла, которые точно копировали форму колонны, и по лесным дорогам на грузовиках привезли в Выборг», – рассказал Игорь Матюк.

Загадка для ученых

По словам Александра Костенко, 9-метровые 45-тонные гранитные заготовки, пролежавшие в соленой воде около 200 лет, теперь предстоит изучить специалистам, чтобы выяснить, для какого дворца или храма они были предназначены. Уже есть и первая версия, согласно которой они должны были занять место внутри Казанского собора. Как заметил Александр Костенко, в Казанском соборе есть иконостас, его высота и рисунок гранита идентичны гранитным колоннам, поднятым со дна Финского залива. Известно, например, что архитектор Казанского собора Андрей Воронихин использовал для создания колонн гранит, который добывали на территории мыса Вартиосаари, расположенного на востоке от современного Хельсинки. Заготовки погружали на корабли и везли в Санкт-Петербург.

Однако согласно другой версии, колонны могли предназначаться для венца Исаакиевского собора. И везли их не из Финляндии, а из ближайшей каменоломни, находящейся всего в километре от затонувшего судна.

Ответы на многие вопросы может дать радиоуглеродный анализ древесины затонувшего судна, который специалисты собираются провести. Тогда будет определена примерная дата перевозки колонн (плюс-минус 5 – 10 лет). В этом случае адрес доставки окажется более точным. «Кроме самих колонн большую ценность имеет судно, которое их перевозило. Останки его мы также извлечем из воды, законсервируем и откроем в Выборге музей под открытым небом. Там будем выставлять все, что найдем на дне Финского залива», – рассказывает Александр Костенко.

Эксперты говорят: несмотря на то что уникальные гранитные колонны наконец-то лежат на берегу и их можно даже потрогать и сфотографировать, все тайны гранитного груза далеко не раскрыты. Очевидно, что сделанные находки в будущем станут основой новой уникальной исторической экспозиции. И как заметил Александр Костенко, это будет настоящее наглядное пособие того, из чего и как строился Петербург.


Фото автора