- ОБЩЕСТВО

Самосознание станет школьным предметом

Новый школьный предмет может появиться в школах уже в 2022 году. Уроки самосознания помогут школьникам понять свои сильные и слабые стороны, сформировать чувство собственного достоинства, самостоятельность и найти призвание.

Школьный предмет «Само­сознание – система знаний, умений и навыков для осознанного управления собой и своей жизнью» был представлен на Международном педагогическом форуме «EdEXPO-2021. Образование с позиций будущего». По мнению автора инициативы Наталии Долиной, новая система знаний позволит воспитывать цельную и гармоничную личность, уроки помогут школьникам лучше понимать свои эмоции и чувства, выстраивать эффективные межличностные отношения, сформировать уверенность и чувство собственного достоин­ства, развить самостоятельность и ответственность, понять свои сильные стороны и наметить пути самоопределения в будущей профессии. 

Модель бытия человека

«Общеобразовательная школа не готовит детей к осознанной жизни, не содействует раскрытию личностного потенциала учащихся и формированию уверенности в своих силах и способностях, – объясняет идеолог и разработчик нового предмета Наталия Долина. – В школе дети проводят одиннадцать лет, но в конце обучения не готовы к осмысленной жизни, не умеют видеть возможности для самоопределения и осознанно выстраивать свою жизнь: принимать решения, брать ответственность за свой выбор, управлять собой, временем, отношениями, конфликтами, стрессом, своим здоровьем и профессиональной судьбой». 

Между тем жить и трудиться хочется не от страха и принуждения, не с позиции кому-то что-то доказать, а от желания и вдохновения, считает Наталия Долина. Это намного более гармоничная и эффективная модель бытия человека. И именно школьные годы, по ее мнению, самый лучший период для формирования личности. 

«Школа – точка сборки любого общества, потому что она работает с сознанием, мышлением, дает убеждения и парадигмы, закладывает отношения человека к самому себе, к людям и миру в целом. Школа влияет на мировоззрение ребенка, с которым он проживает всю свою жизнь. Каждый топ-менеджер, директор, министр, с кем я работала, вспоминал своего учителя не меньше, чем родителя, а то и больше», – говорит Наталия Долина. 

Народный проект

Более восьми лет работая в тес­ном сотрудничестве с образовательной систе­мой, проводя собственные исследования, мастер-классы и обучающие программы, психолог пришла к выводу, что современным школьникам необходим предмет, цель которого – передача практических жизненных навыков и подготовка детей к самостоятельной и осмысленной жизни. «Эта идея выросла из школы, а не насаждается сверху, – подчеркивает она. – Это народный проект, моя инициатива шла от реальных потребностей детей, родителей и педагогов». 

Предмет «Само­сознание» предлагают ввести с 8-го класса – сначала в рамках внеурочной дея­тельности, а уже позже включить в обязательную образовательную программу. Курс для старшеклассников состоит из 28 занятий – это 20-минутные видео­уроки, содержащие теорию, рекомендации и практические задания. 

Слово экспертам

В августе 2020 года проект был представлен на всероссийском конкурсе, на который было подано около 15 тысяч за­явок с инновационными идеями для общественного развития. В итоге проект «Само­сознание. Новый школьный предмет» вошел в число финалистов форума «Сильные идеи для будущего», проводимого Агентством стратегических инициатив (АСИ) и фондом «Росконгресс». Группа экспертов АСИ одобрила сопровождение этого проекта в течение года и содействие его развитию в рамках инициативы «100 лидеров в развитии новых подходов в образовании». По словам автора, презентация проекта получила поддержку и в Мини­стерстве просвещения, там проект назвали «достойной и своевременной идеей».

В течение этого года будет проходить экспертная оценка проекта и общественные слушания, масштабные обсуждения в педагогической среде с привлечением родителей и учащихся. Апробация видеокурса запланирована в тридцати российских школах, то есть порядка трех тысяч российских школьников испытают уроки самосознания на себе. В рамках апробации проекта как минимум десять тысяч учителей пройдут мастер-классы по новому предмету. А в 2022 году его планируют ввести в программу внеурочной деятельности.

Досье

Наталия Долина

Более 20 лет занимается вопросами межличностных коммуникаций и эффективного менеджмента. 

Психолог, коуч, педагог, профессор МГИМО МИД РФ. 

В 2019 году в издательстве «Просвещени­е» вышло ее школьное пособие – книга-­тренинг для подростков «Я – лидер нового поколения. Вдохновляй. Живи. Созидай». 

Мнение

Иван МЕНЬШИКОВ, преподаватель гимназии № 166 Санкт-Петербурга, председатель петербургского отделения профсоюза «Учитель»:

«Во-первых, сейчас очень много инициатив по добавлению чего-то в образовательную программу. Хотелось бы, чтобы параллельно этому шел и процесс изъятия из учебного плана. Каждый взрослый человек легко найдет, что в программу нужно добавить, у каждого из нас найдутся очень важные и хорошие идеи. Но нужно всегда думать, как это все поместить в учебный план, потому что он ограничен и дети не могут эффективно учиться круглые сутки. И второй вопрос – кадровый. Тема, конечно, важная и личностные навыки нужно развивать. Но кто это будет делать? Будут ли это учителя-предметники или какие-то педагоги-психологи? Школы до сих пор испытывают кадровый голод. Какими должны быть эти люди, которые смогут развивать осознанность, самосознание в школьниках, какие у них будут компетенции? В целом же очень позитивная инициатива, я ее поддерживаю. Но хотелось бы, чтобы она была реализована не формально, для отчета и для галочки, как зачастую это бывает». 


Светлана КОРОБЕЙНИКОВА