- ОБЩЕСТВО

Самый главный доктор в жизни

Детский доктор, педиатр – первый врач в жизни человека. Он следит за здоровьем и развитием ребенка начиная с младенческого возраста и заканчивая юношеским. Празднование Дня педиатра неразрывно связано с празднованием Всемирного дня ребенка.

Санкт-Петербург всегда славился передовой медициной. Но именно педиатрия прославила медиков Северной столицы, как никакая другая область.

Достаточно напомнить, что даже в самые страшные дни блокады Ленинграда наш Педиатрический мединститут стал единственным медицинским вузом, работавшим без единого дня простоя все годы войны и блокады. Врачи самой гуманной специальности – детские доктора – не имели права на отдых, они спасали самое дорогое: ленинградских детей. Дистрофичных, анемичных, раненых, обожженных и замерзших. Это они, руководители и преподаватели ЛПМИ, научились добывать масло из олифы, витамины – из хвои и впервые ввели принцип «единого педиатра», действующий и сегодня.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка. Документ, принятие которого стало логическим продолжением принятия в 1948 году Всеобщей декларации прав человека, провозглашал основные принципы защиты детства. В 1989 году ООН в дополнение к уже действующим нормативным актам приняла Конвенцию о правах ребенка.

Санкт-Петербургский госу­дарственный педиатрический медицинский университет (СПбГПМУ) уделяет огромное внимание тому, чтобы дети получали высококачественную помощь, основанную на уникаль­ных компетенциях врачей и научных консультантов, работающих на отделениях и кафедрах.

На протяжении всей истории в учреждении придается особое внимание кадровому отбору кандидатов на специальность педиатра. Ведь эта профессия связана не просто с оказанием медицинских услуг и требует от врача не только сугубо медицинских знаний, но и особых психологических навыков, умений, личностных качеств, позволяющих работать с детьми и родителями.

На сегодня университет – это уникальный научный, исследовательский, клинический, образовательный центр. Он является крупнейшей в России и одной из самых больших в мире детской клинической больницей. Здесь единовременно находится около тысячи детей, не считая сопровождающих их родителей, работают 3000 медицинских сотрудников и преподавателей, обучаются около 6000 студентов (таким образом, численность всех пребывающих в университете достигает 10 000 человек).       

В год клиника университета лечит 120 000 детей амбулаторно, 35 000 детей стационарно (при загрузке одновременно 1000 коек это показывает длительность и сложность лечения), 50 процентов пациентов – из регионов. В университете проводятся 5500 высокотехнологических операций и 12 000 иных операций в год. То есть каждая вторая операция в Педиатрическом университете – уникальная по сложности. Часто лечение требует командной работы разных специалистов, что возможно только в многопрофильной клинике, связанной с научной базой.

У университета есть много направлений, в которых он уникален и имеет высочайшую компетенцию, выраженную в успешном решении клинических случаев, поправке детей. Среди спецификации сосудистая хирургия, микрохирургия, операции на открытом сердце новорожденным, внутриутробные операции роженицам, дерматовенерология, эндокринология, урология, лор-направления, офтальмология.

Каждый ребенок – это отдельная жизнь и судьба. В 1905 году, когда городская детская больница «В память священного коронования их Императорских Величеств» открылась, в империи умирал каждый третий родившийся ребенок. В 1924 году здесь основывается Научно-практический институт охраны материнства и младенчества, и его задачей с самого начала было выхаживание недоношенных, больных детей. Опыт университета в этой сфере – неоспорим в России.

Во многом благодаря ему в стране на основе методик Педиатрического университета уже сегодня достигнута планка, которая была запланирована на 2024 год. Смертность детей до года с 20 000 в 2012 году в России снизилась до 6000 человек на сегодня. Таким образом, тысячи детей живут благодаря этим конкретным усилиям, а это значит, что также на несколько тысяч выросло и количество радостных семей, где нет конфликтов и переживаний из-за потери родного ребенка.

Вызовом для университета стала работа по противостоянию коронавирусу. На базе инфекционного корпуса развернуто отделение по лечению пациентов с COVID-19.

«Красная зона» Педиатрического университета – это средоточие высочайшей квалификации. Отделение сего­дня относительно небольшое, 16 коек и пять – реанимационных, но каждый ребенок здесь – очень сложный пациент, с высоким поражением легких (до 85%) либо сопутствующими заболеваниями (онкология, лейкозы, кардиология и другие). Детей нередко привозят из других стационаров после заражения при проведении там сложнейшего лечения (например, пересадки костного мозга, операций). В университете этих детей выхаживают, берут на себя и лечение от COVID-19, и продолжение курса лечения, которое было (потому что прерывание зачастую опасно для жизни). Каждый ребенок в зависимости от сопутствующих заболеваний на отделении сопровождается группой врачей: инфекционистами, онкологами, кардиологами и другими.

Многие дети, уже выписавшись из «коронавирусного» отделения, продолжают лечение на других отделениях университета, а потом – возвращаются в обычную жизнь.

При выписке из клиники тоже ведется мониторинг здоровья, подход к пациентам – только адресный. Не случайно заведующая отделением по лечению пациентов с коронавирусом Светлана Баннова награждена указом президента Российской Федерации Владимир­а Путина медалью Святого Луки Крымского. Об этом наша газета опубликовала подробный материал в предыдущем выпуске.

В Университете исследуют феномен понимания текста

С помощью нейрокогнитивных технологий в Педиатрическом университете исследуют проблему дислексии и феномен понимания текста.

Интерактивную онлайн-методику формирования навыка чтения у детей с дислексией создали в научно-исследовательском центре Педиатрического университета. Более трехсот детей из разных уголков России уже обучаются на интернет-платформе slogy.ru.

В основе разработки – игровая стратегия и опора на непроизвольное правильное чтение. Методика акцентирует внимание на способностях ребенка, а не на проблемах и недостатках. Такой подход позволяет избежать психологических травм и формирования негативного отношения к чтению, которое характерно для детей с дислексией.

Развитие лаборатории нейрокогнитивных технологий входит в программу стратегического развития университета. Исследования в этой области поддерживает ректор СПбГПМУ Дмитрий Иванов. В реализации научной программы принимают участие сотрудники кафедры логопатологии факультета клинической психологии. Проектом руководит заведующий кафедрой логопатологии профессор Александр Корнев. Он рассказал, что в университете более пяти лет работает единственная в России лаборатория нейрокогнитивных технологий, в которой специалисты разных областей гуманитарных, естественных наук и медицины исследуют механизмы усвоения чтения детьми и понимания текстов.

– На основе наших фундаментальных исследований, поддержанных грантами Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда, мы создаем методы и технологии, помогающие детям с дислексией и другими нарушениями научиться читать и достигать функциональной грамотности, – сообщил Александр Корнев.

Исследования на стыке нейрофизиологии, психолингвистики, когнитивной психологии и медицины позволяют получить новую информацию о феномене понимания прочитанного, умения или неумения видеть подтекст и смысл написанных слов.

– В российской науке пока еще очень мало исследований, связанных с анализом процессов усвоения чтения. В наших исследованиях используются самые современные технологии – такие как, айтрекинг – компьютерная программа, фиксирующая движение взора, регистрация активности головного мозга человека, проведение функциональной МРТ. Некоторые из устройств – мобильные, что позволяет использовать их как стационарно, так и на выезде, – продолжил заведующий кафедрой. Накануне лабораторию посетил основатель сети книжных магазинов «Буквоед» Денис Котов. Он отметил актуальность работы по изучению феномена чтения. Программа, разработанная в СПбГПМУ, позволяет свое­временно и эффективно оказывать помощь детям с нарушениями процессов понимания текстов. В реализации проекта участвуют преподаватели и студенты вуза – будущие логопеды и психологи.

Прямая речь

Дмитрий ИВАНОВ, главный неонатолог Министерства здравоохранения РФ, ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета:

– России в прошлом году удалось сократить смертность недоношенных детей до 4,5 промилле (доля умерших младенцев на одну тысячу родившихся, соответствует 0,45 процента). А в Петербурге этот показатель долгое время держится на уровне 3,3 промилле, что не отличается от значений европейских стран, в то время как в США уровень младенческой смертности – 5,69 промилле.


Никита ИВАНОВ, фото: Наталья ЧАЙКА