- ГОРОД

Самый музыкальный храм Петербурга

Евангелическо-лютеранский храм Святой Екатерины на Васильевском острове отметил 250-летие со дня освящения. Помимо праздничного богослужения состоялся юбилейный концерт, на котором прозвучали произведения Иоганна Себастьяна Баха, Иоганнеса Брамса, Йозефа Гайдна и других великих композиторов. И это неудивительно – ведь храм всегда был тесно связан с музыкальной жизнью города.

Лютеранская община Санкт-Петербурга – практически ровесница города. Петр Великий приглашал в основанную им Северную столицу европейских специалистов – инженеров, ремесленников, корабелов, ученых, зодчих, живописцев. Годом официального основания старейшего лютеранского прихода – Петрикирхе – считается 1710-й.

Ученые прихожане

«Но община довольно быстро росла, ей стало тесно в доме адмирала Крюйса на Невском проспекте, и в 1728 году теми, кто жил на Васильевском острове, был создан второй приход. Дело в том, что мостов через Неву тогда не было, добираться на лодках на богослужения каж­дое воскресенье было сложно, а во время осенних бурь и небезопасно. Поэтому сначала был арендован деревянный дом, затем построен небольшой храм, а уже при Екатерине II появилось то здание на 1-й линии, которое сейчас отмечает юбилей», – рассказывает председатель совета общины пастор Эльвира Жейдс.

Строительство храма началось в 1768 году. Жертвователями были генерал-лейтенант барон Томас Юстус фон Диц, другие члены общины, единоверцы из Риги и Германии, а также сама Екатерина Великая, ее сын, цесаревич Павел, и многие русские придворные. Архитектором стал выдающийся зодчий того времени ученик Растрелл­и Юрий Фельтен.

Здание стало одним из первых образцов раннего русского классицизма. Возведение храма завершилось в конце 1770-го, а освящение состоялось 26 января 1771 года.

«Пастором, ставшим вдохновителем строительства, был Иоахим Христиан Грот. Это был выдающийся человек, получивший известность не только как глава общины, но и как общественный деятель. Он был секретарем Корфа, российского губернатора Кенигсберга, занятого в ходе Семилетней войны. Там Грот познакомился с великим философом Иммануилом Кантом, с которым переписывался всю жизнь. Прихожанами Екатерининского храма были многие ученые Академии наук. Любопытно, что Грот стал также инициатором первого в России проекта по страхованию жизни», – говорит Эльвира Жейдс.

Репрессии

По словам Эльвиры Жейдс, именно пастор Грот тесно связал храм с музыкой. «Он и сам был ценителем и собирателем религиозных гимнов. Вместе с выдающимся органистом того времени Францем Киршником и великим ученым Леонардом Эйлером они работали над устройством органа в храме, который в итоге стал лучшим таким инструментом в Петербурге. Ценители приходили, чтобы послушать его звучание», – рассказывает она.

А в 1852 году в храме был установлен орган работы мастера Метцеля, привезенный из Регенцбурга.

Революция нанесла сильнейший удар по лютеранской общине. В 1935 году приход закрыли, духовенство и значительная часть членов общины подверглись репрессиям. Пастор Арнольд Фришфельд погиб в лагере на Соловецких островах. Группа прихожан арестована по так называемому «делу академиков» и расстреляна на Левашовской пустоши.

Акустики для классики и эстрады

Любопытно при этом, что и в советское время здание храма оказалось тесно связано с музыкой.

«У студии грамзаписи «Мелодия» не было своего помещения. Только в 1982 году при поддержке тогдашнего Минкультуры СССР удалось добиться решения о выделении здания. Были осмотрены несколько вариантов, и оптимальным признан именно бывший Екатерининский храм. Зданию, можно сказать, повезло. Несмотря на то что в нем размещался институт «Гидропроект», объект не подвергся серьезным переделкам, а главное – не был порезан перекрытиями на несколько этажей. Это сохранило прекрасную акустику. В итоге здесь разместилась студия и делались записи крупнейших музыкантов всех направлений. Это и классика, например Евгений Мравинский и Мстислав Ростропович, и эстрада – Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, и рок-группы – «Аквариум», «ДДТ» и другие», – вспоминает директор Петербургской студии грамзаписи «Мелодия» Игорь Дельгядо.

По договоренности со студией в 1989 году лютеранская община возобновила богослужения в храме, а в 1996-м официально получила его в пользование. В 1995 году над куполом установлен крест. В 1999 году в храме был смонтирован новый, один из самых больших в Петербурге механический орган.

«Интересно, что приход сохранил дружеские и творческие связи со студией. Мы регулярно проводим в храме записи, а также реализуем совместные музыкальные проекты», – говорит Игорь Дельгядо.

Прямая речь

Эльвира Жейдс, председатель совета Лютеранской общины Санкт-Петербурга, пастор:

– Акустика зала в нашем храме – барочная, так же настроен и орган. Имеются клавесины и иные инструменты. Поэтому известные музыканты со всего мира приезжают к нам, чтобы исполнить классические произведения в том звучании, какое было характерно для времени их создания.


Михаил КУЛЫБИН, фото: Наталья ЧАЙКА