- КУЛЬТУРА, Театр

«Санктъ-Петербургъ Опера» готовится к сезону

Художественный руководитель Театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий АЛЕКСАНДРОВ (на фото) поделился планами о премьерах нового, 34-го сезона, который откроется 2 сентября оперой Чайковского «Евгений Онегин». Наработанный опыт в режиме онлайн также забыт не будет.

– Коронавирус спутал нам все планы. Пришлось отменить гастрольные спектакли, на которые были уже раскуплены билеты. В апреле мы, как и многие другие театры, перешли в онлайн. И активно работали, – рассказал Юрий Исаакович. – В официальных сообществах в социальных сетях и на сайтах партнеров мы представили зрителям записи своих лучших спектаклей. Наш театр стал участником различных проектов, таких как всероссийский онлайн-марафон «#75 слов Победы» и «Вместе увидеть музыку». Также в Интернете весной стартовали подготовленные нами образовательные онлайн-проекты «Опера и оперетта. Как рождается спектакль» и «Волшебной арфы звук хрустальный». Несмотря на это, нам очень не хватало публики. В эти месяцы стало особенно ясно, что артисту зритель необходим как воздух.

– Каковы планы театра на ближайшее время?

– Мы готовим «Электру» Рихарда Штрауса. Его музыка редко звучит в России. В начале века «Электру» на сцене Мариинского театра ставил Всеволод Мейерхольд. В 2007-м спектакль в Мариинке поставил Джонатан Кент, который перенес действие древнегреческой трагедии в наши дни. Для наших артистов это будет хорошая школа. Ведь в репертуаре театра присутствуют произведения многих стилей. А вот экспрессионистическая опера появится впервые. Премьера намечена на 1 ноября.

– А какие произведения русских авторов мы услышим?

– Работа, которая важна для нас, – вокальный цикл Валерия Гаврилина «Русская тетрадь». Давно подготовленный нами цикл Дмитрия Шостаковича «Из еврейской народной поэзии» требовал дополнения – и вот оно сложилось. Детям новогодним подарком станет опера Чайковского «Черевички». Я когда-то поставил ее в Италии, а недавно возникла идея перевезти спектакль к нам. Постановка грандиозная, наша камерная сцена ее не вместит. Потому мы покажем оперу в декабре в концертно-спортивном комплексе «Тинькофф Арена».

– Почему у вас в театре нет оперы всех времен и народов – «Кармен»?

– Я не ставил «Кармен» только потому, что у меня не было и пока еще нет Кармен. У меня есть замечательные исполнители. Когда я подумал, что Бизе нужен, французская музыка нужна, я взял «Искателей жемчуга». А Кармен, может быть, и придет. Мне нужно, чтобы это было событие.

– А чего, по вашим наблюдениям, ждет современный зритель?

– Я надеюсь, что в большинстве своем публика хочет умного спектакля. Он может быть авангардным или историческим: вот только исторический поставить сложнее и дороже. Опера – это загадочный жанр. Сегодня театр должен быть непредсказуемым, я так считаю. И я хочу заманить к себе публику разную, мы даже придумали детские спектакли. Мы хотели, чтобы пришли дети, но получилась интересная история: они приходят с папами-мамами и у них одинаковое выражение лиц во время спектакля. Потому что сегодняшние папы и мамы – это то самое потерянное поколение 90-х, которое не ходило в театры. Театр они сегодня открывают для себя вместе со своими детьми.

Между тем

Сюрпризом для журналистов стала презентация Красной гостиной, реставрация которой недавно завершилась.

– Зал был совершенно убитый, – рассказал Юрий Александров. – Понадобилось семь лет, чтобы возродить интерьер. Ремонт обошелся в сто миллионов рублей. Мастера отреставрировали световой фонарь, деревянные панели с мраморными вставками. Обновили наборный паркет из ценных пород дерева – вишни, самшита, махагона, корня ореха…

Напомним, что реставрация в особняке барона фон Дервиза на Галерной улице, где расположен Театр «Санктъ-Петербургъ Опера», идет с начала 2000-х. Именно в это время особняк, доведенный до печального состояния, передали театру. За минувшие годы возрождены Белый театральный зал, сцена, Зимний сад (Грот), Мавританская гостиная с золоченым орнаментом, Кленовая гостиная, фойе и артистические уборные.

Театр «Санктъ-Петербургъ Опера»

был создан оперным режиссером Юрием Александровым в 1987 году. Юрий Александров – один из немногих режиссеров, имеющих академическое музыкальное образование, что определяет специфику его постановок.

«Санктъ-Петербургъ Опера» на протяжении более 30 лет отстаивает традиции русского репертуарного общедоступного театра. Его диапазон охватывает музыкальные произведения, созданные в разных жанрах в разных странах в течение многих веков: от средневековой пасторали до произведений современных русских и зарубежных авторов.


Поликсена СОЛОВЬЕВА, фото пресс-службы Театра «Санктъ-Петербургъ Опера»