- Выставка, Кино, КУЛЬТУРА

Счастливый случай Игоря Масленникова

26 октября исполнилось 90 лет народному артисту РСФСР Игорю Масленникову. На «Ленфильме» состоялся юбилейный вечер и открылась выставка, посвященная знаменитому режиссеру.

В кинематограф Игорь Масленников пришел полвека назад, уже достаточно взрослым и состоявшимся человеком. «В кино я человек… случайный, – рассказывает Игорь Федорович. – Мне и в голову не могло прийти, что когда-нибудь я буду снимать фильмы…»

Из газеты на ТВ

В юности он писал стихи, рисовал. Отец советовал идти в архитектурный. Но юноша… «струсил» – Академия художеств ему казалась неодолимой вершиной. И, вспомнив свои опыты занятий в литературной студии Дворца пионеров, Игорь Масленников пошел на филологический факультет Ленинградского университета, на газетное отделение.

Так что первая профессия будущего выдающегося режиссера – журналист-газетчик. После окончания Университета он стал ответственным секретарем многотиражки «Ленинградский университет».

«Пару лет делал эту газету, – вспоминает Игорь Федорович. – Наверное, делал хорошо, потому что решением обкома комсомола меня послали создавать редакцию молодежных передач на Ленинградском телевидении. Горжусь: я – «крестный отец» молодежного вещания в Ленинграде».

Вот тут и наметился первый поворот в кинорежиссуру. В 1957 году состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Игоря Масленникова отправили на него коррес­пондентом. Появилась в руках камера 16 мм. Пришлось потом создать нечто вроде лаборатории при телевидении, где в баках проявляли пленку, монтировали кадры. В молодежной редакции Масленников проработал одиннадцать лет. Карьера складывалась удачно. Из молодежной редакции он вырос до должности главного редактора литдрамвещания.

Вирус режиссуры

«Ведущие ленинградские режиссеры Георгий Товстоногов, Игорь Владимиров, Рубен Агамирзян ставили у нас телеспектакли, – рассказывает Игорь Федорович. – А ко мне вернулось желание рисовать, я стал сценографом. Мы сделали первый в стране телевизионный фильм «Я – шофер такси». Это был дебют Владимира Кунина, и не только на ТВ, но и в театре. В 1964 году «оттепель» Никиты Хрущева закончилась. В стране «похолодало». Меня, как главного редактора художественного вещания, стали регулярно приглашать в Смольный – «на беседы», заканчивающиеся, как правило, наставлениями. И я решил завязать с редактурой».

Масленников дружил с Товстоноговым. Обоих объединяла страсть к автопутешествиям. Вместе ездили по стране.

«У него была «Волга» серебристая, у меня – «Волга» сливочного цвета, – говорит Масленников. – В путешествиях в долгих беседах в меня попал этот вирус режиссуры – от Товстоногова. Ни о каком кино речи пока не было. Если бы в то время висели объявления, что открываются курсы театральной и цирковой режиссуры, возможно, я бы пошел туда. Но у нас в новом здании телецентра на Чапыгина появилось объявление, что на «Ленфильме» Григорий Козинцев набирает курс. Это был 1965 год. «Ленфильм» – туда дул ветер. Я отработал там всю жизнь и сделал сорок картин».

«Ярославна. Королева Франции»

Вышедшая весной 1979 года картина, снятая Масленниковым по мотивам романа Антонина Ладинског­о, стала одним из первых советских мюзиклов, в основу которых заложены реальные истори­ческие факты.

В начале XI века в златоглавый Киев прибыло посольство из Франции – сватать Анну, младшую дочь князя Ярослава Мудрого, за короля Генриха I. И вот юная княжна отправилась в дальний путь к своему жениху. Путешествие растянулось на два года.

В фильме прекрасный актерский состав: Кирилл Лавров, Елена Коренева, Виктор Евграфов, Ханна Микуць, Николай Караченцов, Сергей Мартинсон, Василий Ливанов, Владимир Изотов, Игорь Дмитриев, Армен Джигарханян. А песни и баллады из картины, которые исполняет Михаил Боярский, пошли в народ и стали чрезвычайно популярны.

Для режиссера «Ярославна. Королева Франции» – особенная картина. Именно в этой ленте сформировался звездный ансамбль актеров, которые в последующем постоянно снимались в фильмах Масленникова. А роль Анны исполнила Елена Коренева.

«Типажно она подходила чрезвычайно. Известно, что матерью Анны была шведка Ингерда, дочь короля Олафа, что сама Анна была рыжая, невысокого роста, но характер имела твердый, была умна и начитанна, как все птенцы «гнезда Ярославова». Сочетание хрупкости и ребячливости Кореневой с ее способностью достигать драматических высот пришлось очень кстати. Лена была самой раскованной из всех, кого я снимал. От нее, лишенной всяких комплексов, мы ждали неожиданностей. Но при всех хлопотах она была безусловно чувственной, прекрасной актрисой, как цветок, о котором нужно правильно заботиться», – вспоминает Игорь Масленников.

Во время съемок в Крыму для сцены казни монаха Даниила, которого сыграл Виктор Евграфо­в, нужен был снежный пейзаж с ручьем. Съемочна­я группа нашла его высоко в горах, на перевале. Елена Коренева, хотя была легко одета, отказывалась идти греться в автобус и все время провела на улице. При этом были задержки, приходилось ремонтировать аппаратуру, которая не всегда выдерживала мороз. В итоге она сыграла так «документально», что вся съемочная группа лишний раз утвердилась – «вот за это мы пригласили ее на роль Ярославны».

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Премьера фильма состоялась в ленинградском Доме кино 22 ноября 1979 года. Спустя несколько месяцев – в Риге. И в марте 1980-го фильм вышел на телеэкраны страны, сразу завоевав огромную популярность у зрителей.

Сценарий первых двух серий создали Юлий Дунский и Валерий Фрид, известные по фильмам «Служили два товарища» и «Гори, гори, моя звезда». Игорь Масленников не был большим поклонником творчества Конан Дойла, но идея будущего телевизионного фильма ему понравилась. В сценарии присутствовало интересное противопоставление характеров Шерлока Холмса и доктора Ватсона, что должно было привлечь зрителя.

В том, что Холмс – это роль Василия Ливанова, Масленников не сомневался, хотя на пробы на всякий случай был также приглашен Александр Кайдановский. Кстати, Ливанова, известного своим темпераментом и неуживчивостью, утвердили лишь благодаря активной поддержке режиссера. Ватсона, фигура которого в произведениях Конан Дойла стоит как бы на втором плане, пришлось искать дольше. Масленникова привлекла фотография артиста Виталия Соломина с приклеенными усами, где он, как показалось, походил на англичанина. Актрис­а Рина Зеленая была утверждена на роль миссис Хадсон, несмотря на то что к моменту начала съемок ей уже исполнилось 77 лет.

Любопытно переплетение характеров актеров и персонажей в сериале. Василий Ливанов и Виктор Евграфов (игравший Мориарти) и в жизни были соперниками и относились друг к другу весьма недоброжелательно. А вот с Виталием Соломиным, с которым Ливанов познакомился на пробах, у него сразу сложились теплые отношения; актеры оставались близкими друзьями вплоть до смерти Соломина в 2002 году.

Фразы героев фильма вмиг пошли в народ, Холмс и Ватсон в исполнении Ливанова и Соломина стали героями анекдотов и любимцами телезрителей.

После выхода на экраны первых серий «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» авторы фильма оказались завалены письмами – зрители требовали продолжения. Создатели сериала в определенном смысле повторили судьбу Дойла, который продолжил эпопею о Холмсе только по многочисленным просьбам читателей. Сценаристом второго фильма, снятого по мотивам рассказов «Конец Чарльза Огастеса Милвертона», «Последнее дело Холмса» и «Пустой дом», стал Владимир Валуцкий, сценарий для «Собак­и Баскервилей» написали Игорь Масленников и Юрий Векслер, а для «Сокровищ Агры» и «XX век начинается» – Игорь Масленников.

Значительная часть материала (в частности, все съемки «квартиры на Бейкер-стрит») была снята в павильонах «Ленфильма», «натуру» нашли в Ленинграде, Ленинградской области, Прибалтике и на Кавказе.

Большинство зданий, попадающих в кадр фильма, – это исторические строения Ленинграда, Таллина и Риги. «Роль» Рейхенбахского водопада исполнил Гегский (Черкесский) водопад в Абхазии. В качестве «Бейкер-стрит» и «дома 221b» фигурировала улица Яуниела и дом № 22 в Риге. Эта же улица «снималась» в сериале «Семнадцать мгновений весны» как легендарная «Цветочная улица».


Артемий АГРАФЕНИН, фото: архив «Ленфильма»