- СПОРТ, Шахматы

Шахматная композиция

Азбука шахматной композиции

Сегодня расскажем о тасках. Так называют композиции с рекордным (максимальным) выражением какой-либо идеи. Например, если конь тематически ходит на все восемь доступных ему полей (так называемое коневое колесо).

Имеются и «именные» таски. Так, в таске Бэбсона (Бабсона) реализованы квартеты превращений одной черной и одной белой пешек, причем в каждом варианте белая пешка превращается в ту же фигуру, что и черная. Идея предложена американским шахматным композитором Джозефом Неем Бэбсоном, который в 1925 – 1926 годах провел тематический конкурс «Бэбсон-таск». Тема очень сложная: на сегодняшний день существует всего несколько композиций с этой идеей.

Один из примеров – задача Л. Яроша, «Шахматы в СССР», 1983, 1-й приз (Крf8, Фа1, Лb1, Лh4, Са8, Сd8, Кb2, Кf7, пп. а5, а6, с4, d2, d7, е6, f2, f5 – Крd4, Фb8, Сf4, пп. а2, b3, с5, е7, f6, #4): 1.а7! ab1Ф 2.аb8Ф Ф:b2 3.Ф:b3 Ф:а1 4.Л:f4х, 1…ab1Л 2.ab8Л  Л:b2 3.Л:b3 Кр:c4 4.Фa4х, 1…ab1С 2.ab8С Сe4 3.С:f4 ~ 4.Сe3х, 1…ab1К 2.ab8К К:d2 3.Фc1 Кe4 4.Кc6х.

Одним из самых популярных является таск Валладао (часто встречается Валлодао): синтез в одной композиции всех трех особых шахматных ходов – превращение пешки, рокировка и взятие на проходе. Термин появился благодаря бразильскому шахматному композитору Монтейро Валладао, который в 1966 году в газете «О Глобо» провел тематический конкурс составления задач на эту тему.

Иллюстрирует идею следующий пример.

Публикуется впервые

Г. Атаянц (Ростовская область).

Белые: Кре1, Ла1, Лh7, Сg8, пп. а2, b2, b3, с7, f2, g5 (10).

Черные: Крd3, пп. b5, d4, е4, е6, f3, f4, f7 (8).

Мат в три хода.

1.Лh1! ~ 2.0-0-0+ Крe2 3.Лd2х; 1…Крc2 2.c8Ф+ Кр:b2 3.Фc1х, 2…Крd3 3.Лd1х; 1…e3 2.Сh7+ f5 3.gf6х (e.p. – en passant – взятие на проходе).

Восемнадцатым заданием 58-го конкурса выступает многоходовка с Дальнего Востока.

Публикуется впервые

№ 18. А. Панкратьев (Хабаровск).

Белые: Крf2, Се1, Кd4, Кd6, пп. с3, е3 (6).

Черные: Крd3, п. d5 (2).

Мат в пять ходов (4 очка).


Под редакцией Сергея БИЛЫКА [email protected]