- СПОРТ, Шахматы

Шахматная композиция

Азбука шахматной композиции

Любая шахматная задача несет авторское содержание: совокупность вариантов, раскрывающих замысел композиции. Обязательным элементом содержания задачи является решение, в котором выполняется задание. Решение состоит из вступительного хода белых, после которого возникает угроза или положение цугцванга, а также, как правило, из одного или нескольких вариантов (хотя игра может проходить только по угрозе, если у черных нет ходов, защищающих от нее).

Угроза – последовательность ходов сторон, начинающаяся с хода белых и приводящая к выполнению задания в ответ на произвольный (не защищающий) ход черных. Угрозы могут реализовываться как на втором ходу белых, так и на последующих, включая матующие. То есть, например, в трехходовке может быть угроза, возникающая после первого хода белых и проводимая на втором ходу игры, – основная угроза. Помимо этого, тихий (без шаха) второй ход белых может создавать угрозу, реализуемую уже на третьем, матующем ходу белых.

Угроза может быть полной, если мат в ней объявляется на том же ходу игры, что и задание, и короткой, приводящей к мату в меньшее число ходов. Если угроза начинается с хода без шаха, то ее называют- тихой.

Ходы черных, защищающие от угрозы (защиты), или любой ход черных при цугцванге открывают варианты решения – последовательность ходов сторон, начинающаяся с первого хода черных и приводящая к выполнению задания. Варианты, в которых раскрывается основная идея, называются основными (или главными, центральными, тематическими, идейными). Различают также дополнительные (или побочные) варианты, не несущие тематической игры, но расширяющие содержание, а также технические, в которых выполняется задание на остальные ходы черных.

Варианты также могут быть полными и короткими. Обычно коротки-е варианты не рассматриваются, так как их открывают слабые защиты, приводящие к раннему мату.

Угроза может быть тематической: содержать ту же идею, что и основные варианты. В этом случае угроза считается тематическим вариантом.

В качестве примера разберем следующую задачу.

Публикуется  впервые

П. Забирохин (Санкт-Петербург).

Белые: Крg1, Фс7, Лс2, Сf7, Кf2, Кf5, п. d4 (7).

Черные: Крf3, Ла3, Лd8, Са1, Са8, Кg7, пп. е7, g5, h4 (9).

Мат в три хода.

1.Фe5! ~ 2.Фe2+ Крf4 3.Фg4х; 1…С:d4 2.Сd5+ С:d5 3.К:d4х, 2…Л:d5 3.Фe4х; 1…Л:d4 2.Лc3+ Л:c3 3.К:d4х, 2…С:c3 3.Фe3х (2…Лd3 3.Кd4х); 1…К:f5 2.Сh5+ g4 3.С:g4х.

Главные варианты 1…С:d4 и 1…Л:d4 несут основное идейное содержание: белые используют привлечение одной черной фигуры на поле d4 и выключают с этого поля вторую черную фигуру, заодно выключая еще одну черную фигуру. Угроза является полной и нетематической. Вариант 1…К:f5 к содержанию практически ничего не добавляет – является техническим.

Продолжение следует.


Под редакцией Сергея БИЛЫКА kuk.spb@mail.ru