- СПОРТ, Шахматы

Шахматная композиция

Азбука шахматной композиции

Окончание. Начало в номере за 4 июня

Содержание задачи всегда имеет действительную игру (решение), но может быть дополнено ложной игрой в виде иллюзорной игры, попыток и ложных следов – отдельных частей содержания задачи, называемых фазами.

Иллюзорная игра – совокупность вариантов, проходящих до вступительного хода: в начальной позиции хотя бы на один ход черных заготовлен ответ белых.

Ложный след – кажущееся решение, имеющее варианты, но опровергаемое, как правило, единственным способом.

Попытка отличается от ложного следа отсутствием вариантов, то есть состоит только из вступительного хода, угрозы (может и не быть) и опровержения.

Дополнительные фазы обычно используются, если в замысел входит перемена матов (игры) на ходы черных. Например, в двухходовых задачах реализовать такой замысел только в решении невозможно. Отметим, что композиторы могут включать имеющиеся фазы в авторское содержание выборочно, по своему усмотрению.

Рассмотрим пример.

Публикуется впервые

В. Барсуков (Санкт-Петербург).

Белые: Кре2, Фе6, пп. b3, h3 (4).

Черные: Кре4, пп. b6, е5, h5 (4).

Мат в четыре хода.

В начальной позиции готов ответ на ход черных 1…h4: 2.Фd7 b5 3.b4 Крf4 4.Фg4х – это иллюзорная игра.

Решение: 1.h4! – zz, 1…Крf4 2.Фg6 b5 3.b4 e4 4.Фg5х; 1…b5 2.b4 Крf4 3.Фg6 e4 4.Фg5х, 2…Крd4 3.Фc6 e4 4.Фc5х.

Кроме этого, имеются и такие фазы: 1.Фf7? – zz, 1…h4 2.Фd7 b5 3.b4 Крf4 4.Фg4х, но 1…b5! и 1.Фc4+? Крf5!

1.Фf7? приводит к варианту, поэтому это – ложный след. После 1.Фc4+? нет ни одного варианта – это попытка, причем в данном случае нет и угрозы: имеются только вступительный ход и опровержение.

Отметим, что в примере иллюзорная игра, как в таких случаях говорят, подчеркивается ложным следом: повторяется в нем.

Самостоятельно решите следующую задачу. В ней также имеются дополнительные фазы. Попробуйте их найти.

Публикуется впервые

Э. Абдуллаев (Азербайджан).

Белые: Крd3, Лg4, Кf3, Кh2, п. g3 (5).

Черные: Крh6, пп. f6, h7 (3).

Мат в три хода.


Под редакцией Сергея БИЛЫК [email protected]