- Кино, КУЛЬТУРА

Сплошное кино на Петроградской стороне

Киностудия «Ленфильм» совместно с проектом «Голоса» запустила новую экскурсионную программу. Наши корреспонденты одними из первых отправились по маршруту.

История зарождения кино в Петербурге похожа на сказку о Спящей красавице. Петроградская сторона, тихая и сонная, место дач и огородов, вдруг сделалась дорогой и модной – с шикарными благоустроенными домами и кафешантанами, а в довершение еще и превратилась в огромную съемочную площадку. Инициатором проекта стал фотограф и краевед Митя Ганопольский. Он же будет и экскурсоводом, который с энтузиазмом расскажет о кинематографической истории Петроградского района.

«Я вожу экскурсии с 2004 года. Начал еще в Университете, когда учился на филологическом факультете. Со временем это стало профессией, и меня пригласил Лев Яковлевич Лурье. У меня давно была мысль создать что-то новое, какой-нибудь сайт для изучения Петербурга. И во время пандемии я создал проект «Голоса» – аудио­гиды по нашему городу. Мы постоянно пополняем интерактивную карту сайта о том или ином здании или улице города. Одновременно так вышл­о, что я стал общаться с «Ленфильмом» и появилась идея создать экскурсию не просто по Петро­градскому району, а по истории развития кино», – рассказывает Ганопольский.

Дыхание кинематографа

Группа собирается в одном и том же месте – на Троиц­кой площади у Соловецкого камня. Казалось бы: при чем тут кино? Но из экскурсии становится понятно, что каждый уголок Петро­градской стороны буквально напичкан историей создания того или иного фильма. А развитие кинематографа тесно связано с историей Петроградского района.

К примеру: у того же Соловецкого камня находится Дом политкаторжан, который часто мелькает в кино. Как оказалось, именно рядом с ним Старик Хоттабыч из одноименной сказки «Ленфильма» «поставил» неработающую телефонную будку. Если пройти немного дальше и дойти до особняка Кшесинской, то окажется, что он играл роль карточного клуба «Багатель» в серии «Смертельная схватка» из киноэпопеи «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». А прямо напротив, у здания Российского государственного университета правосудия, снимали «Республик­у ШКИД».

Гуляя по дворам и улицам Петроградской стороны, можно узнать много нового не только о самих местах съемок, но и о том, как все было раньше. К примеру: район начал активно заселяться во второй половине XIX века и стал свое­образной экспериментальной площадкой для домов нового типа – с паровым отоплением, горячей водой и ванными в квартирах, лифтами и другими невиданными для русских городо­в удобствами.

На месте нынешнего общежития по адресу: Кронверкский проспект, 9, прямо у Собор­ной мечети, располагался один из первых кинотеатров города. Именно в нем в 1908 году прошла премьера первого российского фильма «Понизовая вольница», созданного первым отечественным продюсером Александром Дранковым. А Малая Посадская улица раньше называлась улицей Братьев Васильевых, поскольку создатели знаменитого «Чапаева» жили именно на ней.

О первом киносеансе

Но главное – сам «Ленфильм». Экскурсия неизменно завершается в стенах киностудии, в ее музее. Когда-то на месте «Ленфильма» купец Александров решил создать мощный центр развлечений «Аквариум», состоящий из рынка (куда в России без ярмарки), сада отдыха, ресторана и театра. Предприимчивый купец постоянно искал что-то новое и диковинное, чтобы поразить публику. 4 мая 1896 года в театре «Аквариума» состоялся первый в России киносеанс. Между 2-м и 3-м актами оперетты «Альфред-паша в Париже» публике продемонстрировали десятиминутную программу фильмов братьев Люмьер: «Выход работниц с фабрики», «Разрушение стены» и «Прибытие поезда». Сегодн­я об этом событии напоминает мраморная памятная доска. Вот откуда в нашей стране пошло кино.

Сама экскурсия занимает два часа. Она сопровождается кадрами из известных фильмов, которые Ганопольский показывает всем экскурсантам на своем планшете, подтверждая слова о той или иной съемке. Каждому экскурсанту выдают индивидуальные наушники – можно не бояться, увлекшись осмотром понравившихся достопримечательностей, пропустить что-то интересное из рассказа экскурсовода.


Артемий АГРАФЕНИН, фото: Наталья ЧАЙКА