- ВЛАСТЬ

Старшекурсники смогут стать педагогами

Проект постановления, который касается внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», внесен на рассмотрение Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Суть законодательной инициативы, подготовленной депутатом Юлией Мартемьяновой, сводится к тому, чтобы разрешить трудоустройство в дошкольные и образовательные учреждения студентов выпускных курсов педагогических училищ и колледжей.

Напомним, в прошлом году президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, по которому студенты старших курсов педагогических вузов получили право преподавать в школах. Однако этот закон не касается педагогической деятельности старшекурсников профильных средних учебных заведений.

В то же время в приказах Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения РФ указывается: если в профильной или образовательной организации имеются вакантные должности, то с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

В Северной столице уже есть положительный опыт трудоустройства старшекурсников-педагогов петербургских вузов. И студентам педучилищ это также даст возможность в процессе обучения применять современные технологии, модели, стратегии, получить не только бесценный практический опыт, но и повысить качество своей профессиональной подготовки.

Кроме того, закрепление студента-педагога еще до окончания образовательного учреждения в трудовом коллективе, начисление трудового стажа, ускорение возможности прохождения аттестации на квалификационную категорию положительно скажутся на увеличении его заработной платы годом раньше, чем у однокурсников, не привлеченных к трудовой деятельности.

Отличная практика для выпускников

«Это очень полезная инициатива с точки зрения привлечения молодежи в образовательные учреждения. Ведь в Петербурге есть школы, например, в Приморском районе, в Шушарах, где занимается больше учащихся, чем положено по норме, – говорит народный учитель Российской Федерации, председатель совета ГБОУ «Академическая гимназия № 56», кавалер ордена Почет­а Майя Пильдес. – И тут надо учитывать мировую практику – когда помимо учителя есть в классе его помощник. Скажем, в первом классе, когда педагог обучает детей письму, то к каждому ребенку надо подойти, правильно поставить ему ручку и т. д. Одно дело, когда в классе обучаются 25 учеников, и то педагогу работать тяжело, а если их 35 или 40? Поэтому инициатива, которая дает возможность старшекурсникам педучилищ, колледжей работать помощниками учителей или воспитателей в детском саду, очень нужна. И я ее поддерживаю. Вопрос только в финансовом обеспечении. Для студентов это великолепная практика, и те старшекурсники, кто придет работать рядом с учителями, помогать им, приобретут очень хороший опыт, что немаловажно для начинающих педагогов».

Привлекать нужно лучших

«Идея хорошая с точки зрения привлечения молодежи в образовательные учреждения. Думаю, такая практика, когда студенты-старшекурсники будут проходить стажировку и получать оплату по временному или срочному договору, может дать хорошие результаты. Форма вполне приемлема, но она не может носить массовый характер, – высказал свое мнение президент Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Алексей Воронцов. – Здесь необходимо привлекать продвинутых ребят – тех, которые хотели бы связать значительную часть своей жизни с педагогикой, патриотической и воспитательной деятельностью. Считаю, что инициатива плодотворная, потому что студенты смогут утвердиться в профессии, повысить свою квалификацию, и это станет важным стимулом для того, чтобы ответственно относиться к получению знаний. Думаю, педагогические коллективы колледжей, училищ должны рекомендовать лучших студентов. И конечно, работа тех, кто непосредственно осуществляет шефство над студентами, обучая стажера, не должна быть безвозмездной. Приток в образовательные учреждения молодежи с новыми идеями, мыслями, энергией – такое сочетание традиций старшего и молодого поколений учителей очень плодотворно».

У Петербурга есть опыт профильного трудоустройства студентов

– Открывая для студентов выпускных курсов учреждений системы среднего профессионального педагогического образования возможность трудоустройства по выбранной специальности, мы решаем целый комплекс актуальных сегодня задач, – отметил председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров. – Во-первых, детские сады и школы получают молодых, энергичных и хорошо мотивированных сотрудников, готовых практической работой «отшлифовать» свои теоретические знания. Под присмотром опытных наставников начинающие педагоги имеют гораздо больше шансов органично войти в коллектив и закрепиться в выбранной профессии. С другой стороны, и работодатель сможет внимательно присмотреться к новым сотрудникам, по достоинству оценить их профессиональную подготовку и моральные качества. Отбор кандидатов на трудоустройство может проводиться совместно представителями среднего профессионального образовательного учреждения и работодателя по итогам экзаменов, защиты курсовых работ и студенческих конференций.

Во-вторых, будущие педагоги получают возможность не только существенно повысить свой профессиональный уровень, написать достойную дипломную работу, но и доказать, что именно они необходимы на этом рабочем месте. Ну и конечно, немаловажную роль для студента играет дополнительный доход. К тому же более раннее начало трудовой деятельности позволяет ускорить прохождение аттестации на квалификационную категорию, которая существенным образом влияет на заработную плату педагогического работника.

В Санкт-Петербурге уже имеется положительный опыт профильного трудоустройства студентов выпускных курсов педагогических вузов.