- ГОРОД, ОБЩЕСТВО

Строй замер на воде

Чуть больше недели остается до Главного военно-морского парада – одного из важнейших событий июля в Санкт-Петербурге. Уже завершились первые тренировки на Неве и Кронштадтском рейде. В их ходе экипажи кораблей знакомились с акваторией, отрабатывали умение держать скорость и соблюдать определенную дистанцию.

Рабочая группа, состоящая из офицеров Главного командования ВМФ, командования Балтийского флота и Ленинградской военно-морской базы, по ходу тренировки обращала особое внимание на соблюдение интервалов, поддержание заданной скорости и удержание кораблей и катеров на заданном курсе. Учитывая довольно коварное течение Невы, все это требует повышенного внимания и концентрации от штурманов и вахты ходового мостика.   

Тренировки еще в самом разгаре, вот расстановка на швартовы кораблей статической линии парада практически закончена. И, глядя на стоящие корабли, начинаешь осознавать масштабность предстоящего действа.

Как известно, Главный военно-морской парад проходит на двух локациях – в Неве и на Кронштадтском рейде. Соответ­ственно и статических линий тоже две. Начнем с города воинской славы, где перископы повыше и вооружение помощнее.

Всю статическую линию вдоль Кронштадтского рейда – от навигационного знака на Комплексе защитных сооружений до форта «Кроншлот» – заняли подводные лодки. 

Ближе всех к выходу в Финский залив замерла 170-метровая махина новейшего подводного крейсера стратегического назначения «Князь Владимир» – головного корабля проекта «Борей-А». Далее в сторону Петербурга стоят атомный ракетный подводный крейсер «Орел» и многоцелевая атомная подводная лодка «Вепрь». Замыкает строй (или возглавляет его – тут все зависит от того, с какой стороны посмотреть) ветеран Балтийского флота дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) «Дмитров».

Про АПЛ «Вечерний Санкт-Петербург» уже подробно рассказывал в одном из последних номеров. Поэтому несколько слов о ДЭПЛ.

«Дмитров» относится к экспортному варианту проекта «Палтус». Первоначально эти корабли намеревались поставлять на экспорт. Главным образом ближайшим союзникам – в страны Варшавского договора. Отсюда и негласное название – «Варшавянки». Именно эти подлодки за свои выдающие характеристики, и в первую очередь малошумность, получили от потенциального противника прозвище «Черна­я дыра». «Дмитров» вошел в строй действующих в 1986 году. Несколько раз проходил модернизацию. Последняя завершилась в 2017 году. По словам моряков, лодка, несмотря на солидный возраст, сегодня готова к выполнению задач по предназначению. Стоит еще упомянуть, что «Дмитров» был участником первого ГВМП
в 2017 году.

Планировалось, что параллельно с лодками на кронштадтском рейде встанет самый большой в мире парус­ник – четырехмачтовый барк «Седов». Но как рассказали нам в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, к которой приписано судно, на заключительном этапе ремонта возникли неожиданные требования со стороны Морского регистра, без выполнения которых барк не может выйти в море. Вероятность того, что вопрос удастся решить к началу ГВМП, крайне мала.

От подлодки до фрегата

Статическая линия парада на рейде Невы намного разнообразнее, хотя представленные здесь корабли по водоизмещению заметно уступают подводным лодкам из Кронштадта. Зато среди них есть те, кому приходилось участвовать в боевых действиях.

Безусловный флагман здесь – неоднократный участник ГВМП фрегат «Адмирал флота Касатонов». Еще на стадии испытаний на Северной верфи он выходил в Неву. Правда, тогда он нес бортовой номер 431. После подъема Анд­реевского флага год назад и перехода на Северный флот корабль поменял номер. Теперь на его борту начертано число 461. О фрегате мы также недавно подробно рассказывали в одном из репортажей с Международного военно-морского салона.

Малый ракетный корабль Каспийской флотилии «Град Свияжск» – головной в проекте «Буян-М». Несмотря на небольшой размер, он несет на борту комплекс с крылатыми ракетами «Калибр-НК», за счет чего представляет собой грозную силу. 7 октября и 20 ноября 2015 года в рамках операции Вооруженных сил России в Сирии МРК «Град Свияжск» в составе группы из четырех кораблей участвовал в нанесении ударов крылатыми ракетами «Калибр» из акватории Каспийского моря по объектам инфраструктуры запрещенной в России организации «Исламское государство». Это был боевой дебют как самих новейших отечественных кораблей, так и «Калибров». 

Большой десантный корабль Северного флота «Оленегорский горняк» – один из ветеранов как ВМФ, так и парада в целом. Построенный на одной из верфей польского Гданьска, он вступил в строй в 1976 году. Солидный возраст не мешает БДК успешно нести службу. Он неоднократно признавался лучшим десантным кораблем Северного флота. В 2020 году «Оленегорский горняк» завершил ремонт и модернизацию.

Нельзя не упомянуть, что в ходе военной операции ВС России в Сирии именно на такие корабли легла основная тяжесть снабжения как нашей группировки в САР, так и самой сирийской армии. И они не подвели.

«Стойкий» – ветеран мероприятий на Неве. Вступив в строй действующих кораблей Балтийского флота в 2015 году, он сразу принял участие в параде в ознаменование 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это был последний случай захода боевых кораб­лей в Неву на парад Победы. Был «Стойкий» и среди тех, кто участвовал в первом Главном военно-морском параде в 2017 году.

Дальний поход

Но на счету корабля не только парадная служба. В декабре 2020 года из Балтийска в дальний поход вышел отряд кораб­лей в составе корвета «Стойкий», среднего морского танкера «Кола» и морского буксира «Яков Гребельский». На борту находился отряд морской пехоты, прошедший подготовку с учетом опыта действий по борьбе с пиратами. Через Северное и Средиземное моря, Суэцкий канал и Красное море отряд балтийцев вышел в Аденский залив и принял участие в патрулировании и сопровождении прохода через опасные с точки зрения пиратства воды торговых судов. В родную базу отряд вернулся только 29 апреля 2021 года.

Последний корабль статической линии парада на Неве – подводная лодка «Кронштадт». Это первая серийная подводная лодка типа «Лада». Они относятся к четвертому поколению неатомных ПЛ и на сегодняшний день признаны самыми современными и перспективными как с точки зрения боевой эффективности, так и по другим тактико-техническим характеристикам. Предполагается, что корабли проекта, построенные с учетом опыта эксплуатации «Варшавянок» и с применением новейших технологий и оборудования, придут им на смену. В настоящее время «Кронштадт» еще не вступил в строй и проходит стадию испытаний на Адмиралтейских верфях.


Фото автора