- Выставка, КУЛЬТУРА, Музей

Свет мой, зеркальце, скажи

На всех четырех этажах Музея искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков (наб. канала Грибоедова, 103) открылась выставка «Зеркала и зазеркалье». Под знамена большого международного проекта собрались около 130 художников из девяти стран. Произведения предоставлены авторами, музеями, галереями и частными коллекционерами.

Задача «Зеркал и зазеркалья» – не перегружая зрителя кураторскими конструкциями, показать, как и зачем изображали зеркало художники советского времени и что происходит теперь.

Из далеких 1920-х годов на нас смотрят две прекрасные дамы – Ольга Луппова и Лидия Агалакова. Но какие разные задачи решают художники, изображая своих муз и моделей. На портрете Сергея Луппова его жена в свободном светлом платье, берете и «лодочках» в тон позирует, сидя на уютном венском стуле. Ее взгляд, обращенный к зрителю, спокоен и доброжелателен. Но почему в большом зеркале, стоящем у распахнутого окна, ничего не отражается? Может, это примета тревожных революционных перемен. Или художник не доверяет зеркалу красоту любимой женщины.

Лидия Агалакова – юное создание с большим красным бантом на голове (по моде того времени), в белой блузке в горошек – нарисована со спины. Говорят, покатые плечи означают честолюбивый характер. Автора картины, Михаила Демидова, это нисколько не смущает, он любуется, как прихорашивается его возлюбленная.

Любопытно, что оба автора родились на исходе XIX века в Вятской губернии. Луппову была отпущена долгая жизнь в Москве. Его творчество хорошо известно если не широкому кругу зрителей, то профессионалам и коллекционерам. «Портрет Ольги Лупповой» находится в собрании Русского музея. Демидов работал в Вятке, прожил недолго. Его возвращение к публике началось примерно двадцать лет назад, и сейчас его работа впервые представлена в Петербурге. «Портрет Лидии Агалаковой» принадлежит Вятскому художественному музею.

Из другого времени картина Юрия Пенушкина «У зеркала». На закате социализма художник с академической выучкой, изображая свою Венеру перед зеркалом, демонстрирует знакомство с произведениями Веласкеса и Тициана.

В автопортретном жанре зеркало используется реже. Куратор выставки Ольга Толстая подобрала самокритичные высказывания, не частые для художников. Уже название картины Ларисы Давыдовой «Провинциалка. Автопортрет» говорит само за себя. Илларион Голицын в картине «75» не только не скрывает свой возраст – он показывает, как с помощью бритвенного станка воюет с седой бородой. Дума­ете, глядя в зеркало? Ничуть не бывало. Зеркало висит у него за спиной, и в нем отражается строгое лицо жгучей брюнетки. Николай Сажин поступает с зеркалом ра­дикально. Он вынимает его из рамы и на свободное место помещает портрет себя по выходе из парной. Картина называется «Мойдодыр».

Читатель вправе спросить: неужели на выставке нет Нарцисса, чей образ прочно ассоциируется с любованием своим отражением? Есть, и даже в двух версиях из бронзы. Виктор Корнеев – традиционнее, его персонаж – юноша, склонившийся к воде. Геннадий Красношлыков изображает старика, пришедшего в легкий ужас от увиденного.

Лестница между этажами завешена зеркалами. Как по­яснила Толстая, их собирали по театральным реквизитным, по знакомым, что-то купили в комиссионке.

На верхнем этаже публику ждет игра. В инсталляции «Минотавр» Александр Джикия предлагает подружиться со страшным быком. Силуэт с двумя отверстиями находится перед зеркалом. Взгляните в них, увидите свои зрачки в ноздрях быка: контакт налажен. Можно посмотреть портрет Аэлиты, созданный Константином Худяковым в технике «стерео-лайт-панели». Полюбоваться на себя в интерактивном, кривом зеркале Даниэла Розина, где изображение проходит компьютерную обработку.

А вот и место для селфи: «Три взгляда на красоту» Софьи Азархи, где каждое зеркало снабжено индивидуальной рамой. Для красоты классической, естественной и небесной. Выбирайте.


Василий ПОСТНИКОВ, фото: Татьяна ГОРД