- ОБЩЕСТВО

Торговля прошла испытания коронавирусом

Российская продовольственная торговля достойно пережила борьбу с эпидемией коронавируса. А та в свою очередь показала ей наиболее перспективные направления развития. О том, какие уроки вынесла для себя отрасль, участники рынка рассказали президенту России Владимиру Путину.

Глава государства отметил, что в непростой период с высоким напряжением и зачастую на пределе возможностей трудились как торговые сети, так и предприятия электронной коммерции, транспортные и логистические компании. Слаженные действия российских компаний позволили сохранить производственные цепочки, в результате чего в стране не возникло нехватки продуктов.

Действовать на опережение

Обеспечение продовольственной безопасности страны оказалось для руководства страны задачей номер один, когда стало понятно, что с эпидемией придется бороться. «С завтрашнего дня на один месяц отменяются все ограничения для поставок товаров первой необходимости, в том числе таможенные, – заявил еще 16 марта председатель правительства РФ Михаил Мишустин. – Мы вводим зеленый коридор для импортеров и для крупных торговых сетей. На ввоз ряда товаров, в том числе лекарств и медицинских изделий, устанавливается нулевая ставка таможенной пошлины». Правительство отменило ограничения на перемещение транспорта ретейлеров в городской черте, что позволило быстрее доставлять продукты в магазины.

Как отметил в докладе президенту России министр промышленности и торговли Денис Мантуров, его ведомству в ручном режиме пришлось координировать работу торговых сетей, параллельно наращивая выпуск продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости.

«По итогам прохождения через непростой период могу сказать, что сегодня российская торговля, и прежде всего сетевая, – это гибкий, хорошо отлаженный сегмент экономики», – отметил министр. Он поблагодарил крупных ретейлеров за понимание государственных задач.

Торжество цифры

Эпидемия коронавируса оказалась временем возможностей для электронной коммерции: когда лучшей профилактикой заболевания была самоизоляция, а торговые центры и все непродовольственные магазины оказались закрыты, многие начали осваивать интернет-шопинг.

Как рассказал президенту России генеральный директор интернет-магазина OZON Александр Шульгин, во время пандемии спрос у компании возрос более чем в три раза. В 3,5 раза увеличились потребности курьерской доставки. Для этого интернет-магазин оперативно принял на работу четыре тысячи новых сотрудников.

Отдельно Александр Шульгин остановился на поставщиках. Всего в ассортименте магазина более шести миллионов наименований товара, отметил он, и две трети от этого числа – продукция отечественных производителей, в том числе малых и средних предприятий. Пользуясь маркетплейсом Ozon, они во время пандемии смогли продолжить работу.

Уязвим тот, кто меньше

Положение небольших поставщиков – именно то, на что обратили внимание президента России представители торгового бизнеса. Пандемия перекрыла им традиционные каналы сбыта продукции. Торговые сети не могут реализовать ее всю у себя, отметил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков. Поэтому нужны альтернативные каналы. Ими могли бы стать нестационарные торговые объекты.

Представители отрасли сошлись во мнении, что российская торговля в непростой период сумела самостоятельно, без вмешательства, но с помощью властей справиться и с пиковым спросом, и с поставками наиболее необходимых товаров. Поэтому у государства они попросили не ужесточать торговое законодательство – хорошо удается работать и в нынешнем правовом поле. Сергей Беляков сообщил президенту России, что организация работает над созданием стандартов безопасности для торговых точек и заведений общественного питания, чтобы в случае подобных кризисов те могли продолжать работу.


Анатолий УШАКОВ, фото freepik.com