- КУЛЬТУРА

Убедительна и обаятельна

Сегодня отмечает юбилей народная артистка РСФСР Светлана Крючкова – прекрасная, ни на кого не похожая, всенародно любимая. Великолепная русская актриса. Петербургская актриса: в нашем городе Светлана Николаевна, уроженка Кишинева и воспитанница московской театральной школы, живет и работает уже почти 45 лет.

Причем верна она одному театру – ставшему символом ленинградской, петербургской интеллигенции БДТ имени Г. А. Товстоногова. И даже странно, что судьба Крючковой столь тесно переплелась с городом на Неве: казалось бы, они такие разные.

Петербург – умышленный, миражный, город дождей и туманов. И актриса – с характером и боевой натурой, человек огромной внутренней мощи; на сцене и экране очевидны воля, сила и даже резкость красок. Слушая или читая воспоминания Светланы Крючковой, удивляешься ее темпераменту и выдержке. Так, она поступала в Москву «на актрису» три года подряд, несмотря на угрозу отца: «Станешь артисткой – прокляну». Не пройдя туры, работала на заводе слесарем-сборщиком и в сельскохозяйственном институте старшим препаратором. В столице ночевала на вокзалах, голодала. Начинался путь актрисы очень тяжело.

В столичный вуз она все-таки поступила, в Школу-студию МХАТ. Во время учебы стала знаменитой на весь Советский Союз – благодаря съемкам в мини-сериале «Большая перемена» (хотя снималась на свой страх и риск: делать это студентам было запрещено под угрозой исключения). И уже когда Крючкова выпускалась, ее приглашали в разные московские театры. Она осталась верна alma mater и вошла в труппу МХАТа.

Влюбившись в оператора Юрия Векслера, с которым познакомилась на съемках еще одного прозвучавшего на всю страну фильма – «Старший сын», Светлана Крючкова уехала за ним в Ленинград, оставив прославленный театр. С точки зрения карьеры это был прыжок в неизвестность: никаких гарантий от театров, что ее возьмут, актриса не имела. Но судьба свела ее с Георгием Товстоноговым, пригласившим Крючкову в БДТ.

Первым испытанием на знаменитой сцене стала роль в экспериментальном для того времени спектакле «Фантазии Фарятьева». Ставил его Сергей Юрский. С тех пор Крючкова стала украшением товстоноговской труппы, одной из самых востребованных актрис, а всем известно, как щепетильно мэтр формировал актерский состав своего театра. И даже такой счастливый период, как работа у Товстоногова, не обошелся без жизненных испытаний: когда Светлана Крючкова ждала первого сына, Юрий Векслер попал в больницу с инфарктом и потом долго реабилитировался. В то непростое время актрисе помогали друзья и коллеги по театру, который стал для нее настоящим театром-домом.

Героини Крючковой – сильные, волевые женщины, натуры гордые, независимые, с богатой природой. Иногда – женщины «от земли». Символично, что Никита Михалков в одном из лучших своих фильмов – «Родня» сделал Крючкову экранной дочерью Нонны Мордюковой: при всех протестах дочери против матери, при всем их непонимании друг друга они – одного поля ягоды. А в спектакле Товстоногова «Тихий Дон» актриса играла Аксинью, не уступая масштабным мужским образам спектакля. Есть в фильмографии актрисы и Екатерина II – в фильме Виталия Мельникова «Царская охота». В образе великой императрицы Крючкова – эталон. Да, эти сила, воля, гордость, даже грозность есть и в современных сценических героинях актрисы, которую сегодня в родном БДТ можно увидеть в двух спектаклях: «Игрок» по Достоевскому и «Жизнь впереди» по Эмилю Ажару, он же Ромен Гари (режиссер обоих спектаклей Роман Мархолиа).

Но при всех названных качествах героинь Крючковой у них часто есть место и для ранимости и беззащитности.

Вот уже четверть века Крючкова регулярно выступает с поэтическими программами, где чтение стихов чередуется с комментариями актрисы о поэтах (когда-то она хотела стать филологом и писать научные работы о поэзии). Ахматова, Цветаева, Петровых… Но редко какой женщине удается так убедительно читать со сцены мужскую лирику – Лермонтова, Мандельштама, Окуджаву, Володина, Самойлова, Галича. Актриса чувствует мужской аскетичный стиль абсолютно.

И притом что актриса, казалось бы, выпадает из понятия «петербургская натура», есть в ее богатом опыте очень петербургские работы. Скажем, в фильме Дмитрия Томашпольского «Луна в зените» Крючкова сыграла пожилую Ахматову. Вернее, прожила ее, потому что известная формула «актер играет роль» здесь не вполне работает. В каждом кадре с Крючковой видно, насколько погружена она в биографию и поэзию Ахматовой. Забыть момент, когда Ахматова, сидя у затухающего костра, впервые видит призрак молодого Гумилева, невозможно.

Так, может, никакого противоречия и нет в том, что Крючкова так сильно проявилась в этом городе? В Петербурге – не только призрачном и зыбком, но и мужественном, воздвигнутом когда-то могучей волей вопреки природным обстоятельствам и продолжающем жить вопреки.

Редакция «Вечернего Санкт-Петербурга» поздравляет Светлану Николаевну с юбилеем и желает крепкого здоровья, долголетия и новых интересных ролей!


Евгений БУРМУСОВ, фото: Игорь ЗАРЕМБО / ТАСС